Книга пророка Малахии

Имя Малахия (евр Малеахи) означает "Мой Вестник" или "Мой Ангел" (3 1). Многие толкователи полагают, что это псевдоним. О жизни и личности автора книги до нас не дошло никаких сведений. Содержание позволяет заключить, что он писал в период между построением второго храма (515 г.) и началом реформ Ездры и Неемии (445 г.). В этот период взрыв энтузиазма, порожденный пророками Аггеем и Захарией, угас. Иудея обнищала до крайности. У нее не осталось и тени самостоятельности. Управлял Иерусалимом наместник Самарии, подчинявшийся персидскому сатрапу (см кн Ездр и Неем).

Кн Малахии имеет своеобразную форму. Она состоит из 6 диалогов между пророком и сомневающимися. Темы этих диалогов следующие: а) избранничество Израиля (1 2-5); б) обличение нарушающих предписания о жертвоприношениях, в первую очередь самих священников (1 6-2 9; 3 6-12); в) обличение тех, кто оставил своих жен и женился на язычницах (2 10-16); г) слово о дне воздаяния и Ангеле Ягве (2 17 - 3 5); д) слово о десятине (3 6-12); е) слово о божественной справедливости и эпилог (3 13-14).

Кн Малахии как бы дополняет учение предшествующих пророков, уделявших особое внимание нравственной стороне служения Богу. Не отрицая необходимости этого, Малахия показывает, что небрежность в соблюдении "церковного устава" также недопустима. Обряд и жертва есть выражение благоговения верующих, и, если они не совершают их тщательно, то этим оскорбляют Бога (Иер 48 10). Малахия говорит о наступлении Дня Господня, которому будет предшествовать явление великого Вестника (Ангела) Ягве. Этим Вестником стал Предтеча Христов, Иоанн (Мф 11 10; ср Лк 1 27 и Мк 1 2). Он будет как "щелок, очищающий" людей и переплавляющий "сынов Левия" (ср 3 2, 3). Тогда произойдет нравственное восстановление Израиля и Иуды (3 4, 5). Мессианская эра увенчается совершенной жертвой, которую будут приносить Богу все народы (1 11).


Краткий толкователь