Краткий толкователь

Мал 1

2-3 Некогда из двух сыновей Исаака Господь избрал Иакова, ибо Исав (Едом) предпочел земное, а Иаков уверовал в невидимое благословение Божие (Быт 25, 27-34). Иакову (Израилю) были даны Обетование, Завет и Закон. Едом же стал обычным, похожим на прочие, царством, он причинял много обид братскому народу (см кн Авд). Пророк напоминает об избрании Иакова, чтобы укрепить веру тех, кто стал колебаться и усомнился в духовном призвании Израиля. 

"Возненавидел" - означает в данном случае - предпочел Иакова.

11 "Чистая жертва" - совершенная жертва мессианской эры.

12-13 "Вы хулите его" - в подлиннике, очевидно, было написано: "Вы хулите Меня". Книжники же изменили текст из уважения к Богу. То же произошло и со ст 13: евр "Вы пренебрегаете ею" вместо "Вы пренебрегаете Мною" (ср Зах 2 12).

Мал 2

2 Слово "благословения" здесь следует понимать в конкретном смысле как материальные блага левитов.

11 "Иуда" - собирательный образ. Имеются в виду многочисленные браки иудеев с язычницами.

"Унизил Иуда святыню" - грехи народа осквернили храм.

17 "Где Бог правосудия?" - о проблеме воздаяния см. введение к кн мудрых Израиля, в частности к кн Иова.

Мал 3

1-3 В ответ тем, кто перестал надеяться на правосудие Божие (2 17), пророк предрекает пришествие Господа, перед лицом Которого будет идти великий Вестник (ср Ис 40 3; он отождествлен с Илией (4 5, 6); согласно Мф 11 10 эти слова относятся к новому Илие - Иоанну Крестителю; ср 11 14; Мк 1 2; Лук 1 17, 76). "Ангел завета" - таинственное обозначение Самого Ягве (ср Исх 3 2; 23 20) или Иисуса Христа (Мф 11 10).

8-9 "Десятина" - жертва на содержание храма и левитов (ср Втор 14 22; Лев 27 30 сл; Числ 18 21-31), которая в те годы перестала приноситься народом, утратившим уважение к храму.

Мал 4

2 "Правда" ассоциируется здесь, как и у Ис 41 2, с могуществом и победой. Наименование "Солнце правды" - образ, олицетворяющий Христа, - одна из главных богослужебных тем праздника Рождества и Богоявления.

5-6 Вознесенный на небо (4 Цар 2 11-13), Илия вернется, как неоднократно утверждает иудейская эсхатология (ср кн Еноха). Христос раскрыл смысл пророчества Малахии, отнеся его к Иоанну Крестителю (Мф 11 10).