ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

2 АПРЕЛЯ

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

2021:

Следует включить дополнительное прошение — об охваченных эпидемией (между 9-м и 10-м прошением)

Цвет облачений: красный. Богослужение Страстной Пятницы: Литургия Слова, Всеобщая Молитва, Поклонение Кресту Господню, Причащение, Крестный Ход ко Гробу Господню

2/IV/2005: Святейший Отец Иоанн Павел II.

1. В этот и следующий день по древнейшей традиции Церковь не совершает Таинств, за исключением Покаяния и Елеопомазания.

2. В этот день святое Причастие преподаётся верным только во время Воспоминания Страстей Господних; однако больных, которые не могут участвовать в этом богослужении, можно причастить в любое время.

3. Алтарь должен быть полностью обнажён: без креста, без подсвечников, без покровов.

4. В этот день в послеполуденное время, то есть около трёх часов дня, если по пастырским соображениям не выбрано более позднее время, совершается Воспоминание Страстей Господних, состоящее из трёх частей: Литургии слова, поклонения Кресту и Святого Причащения.

5. Священник и диакон, если он присутствует, в облачениях красного цвета как на Мессе, в молчании подходят к алтарю, и воздав ему почитание, простираются ниц, или, если уместно, становятся на колени, и некоторое время молятся в молчании. Все остальные стоят на коленях.

6. Затем священник со служителями направляется к предстоятельскому месту, откуда, стоя и обратившись к народу, произносит, простирая руки, одну из следующих молитв, опуская воззвание «Помолимся».

МОЛИТВА

Вспомни, Господи, о Своём милосердии и освяти рабов Твоих, храня их вечно; * ради них Своею Кровью установил Пасхальную Тайну Христос, Сын Твой, / живущий и царствующий во веки веков. — Аминь.

Или:

Боже, страстями Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Ты упразднил смерть, которая как наследие древнего греха властвовала над всеми поколениями. По естеству нашему мы носили образ земного человека. * Дай нам, уподобившимся Твоему Сыну, по благодати освящения обрести образ человека небесного. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

Часть первая
ЛИТУРГИЯ СЛОВА

7. Затем все садятся, и читается Первое Чтение из Книги пророка Исаии, за которым следует псалом.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 52, 13 — 53, 12

Чтение книги пророка Исаии.

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесётся, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен более всякого человека лик Его, и вид Его — более сынов человеческих! Так многие народы приведёт Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чём не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесёт. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 31(30)

Припев: Отче, в Твои руки предаю дух Мой.

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; *
по правде Твоей избавь меня.
В Твою руку предаю дух мой; *
Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

Припев: Отче, в Твои руки предаю дух Мой.

От всех врагов моих я сделался поношением *
даже у соседей моих
и страшилищем для знакомых моих; *
видящие меня на улице бегут от меня.
Я забыт в сердцах, как мёртвый; *
я — как сосуд разбитый.

Припев: Отче, в Твои руки предаю дух Мой.

А я на Тебя, Господи, уповаю; *
я говорю: Ты мой Бог.
В твоей руке дни мои; *
избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

Припев: Отче, в Твои руки предаю дух Мой.

Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; *
спаси меня милостью Твоею.
Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, *
все надеющиеся на Господа!

Припев: Отче, в Твои руки предаю дух Мой.

8. После этого следует второе чтение из Послания к Евреям и стих перед Евангелием.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Евр 4, 14-16; 5, 7-9

Чтение Послания к Евреям.

Имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Христос, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение. Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию; и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.

Слово Божие.

СТИХ ПЕРЕД ЕВАНГЕЛИЕМ
Флп 2, 8-9

Слава Тебе, Слово Божие.

Христос ради нас смирил Себя,
быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Посему и Бог превознёс Его
и дал Ему имя выше всякого имени.

Слава Тебе, Слово Божие.

9. Затем читается повествование о Страстях Господних по Иоанну таким же образом, как в Вербное воскресенье.

ЕВАНГЕЛИЕ
Ин 18, 1 — 19, 42

Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Иоанна.

Предательство Иуды и взятие Иисуса под стражу

[Е] В то время:

Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошёл Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его; потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная всё, что с Ним будет, вышел и сказал им: [Х] кого ищете? [Е] Ему отвечали: [Н] Иисуса Назорея. [Е] Иисус говорит им: [Х] это Я. [Е] Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я», они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: [Х] кого ищете? [Е] Они сказали: [Н] Иисуса Назорея. [Е] Иисус отвечал: [Х] Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, сказанное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого». [Е] Симон же Пётр, имея меч, извлёк его, и ударил первосвященнического раба, и отсёк ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: [Х] вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

Иисус перед судом первосвященников

[Е] Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его. И отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

Отречение Петра

За Иисусом следовали Симон Пётр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошёл с Иисусом во двор первосвященнический. А Пётр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввёл Петра. Тут раба придверница говорит Петру: [Д] и ты не из учеников ли Этого Человека? [Е] Он сказал: [Д] нет. [Е] Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Пётр также стоял с ними и грелся.

Иисус перед Анной и Каиафой

Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: [Х] Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. [Е] Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: [Д] так отвечаешь Ты первосвященнику? [Е] Иисус отвечал ему: [Х] если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня? [Е] Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

Симон же Пётр стоял и грелся. Тут сказали ему: [Н] не из учеников ли Его и ты? [Е] Он отрёкся и сказал: [Д] нет. [Е] Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Пётр отсёк ухо, говорит: [Д] не я ли видел тебя с Ним в саду? [Е] Пётр опять отрёкся; и тотчас запел петух.

Дознание Пилата и Иудеев

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: [Д] в чём обвиняете Человека Сего? [Е] Они сказали ему в ответ: [Н] если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. [Е] Пилат сказал им: [Д] возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. [Е] Иудеи сказали ему: [Н] нам не позволено предавать смерти никого, — [Е] да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт.

Первый допрос

Тогда Пилат опять вошёл в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: [Д] Ты Царь Иудейский? [Е] Иисус отвечал ему: [Х] от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? [Е] Пилат отвечал: [Д] разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? [Е] Иисус отвечал: [Х] Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда. [Е] Пилат сказал Ему: [Д] итак Ты Царь? [Е] Иисус отвечал: [Х] ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. [Е] Пилат сказал Ему: [Д] что есть истина?

Христос или Варавва?

[Е] И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: [Д] я никакой вины не нахожу в Нём. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? [Е] Тогда опять закричали все, говоря: [Н] не Его, но Варавву. [Е] Варавва же был разбойник.

Бичевание, терновый венец и второй допрос

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплётши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: [Н] радуйся, Царь Иудейский! [Е] И били Его по ланитам. Пилат опять вышел и сказал им: [Д] вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины. [Е] Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: [Д] се, Человек! [Е] Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: [Н] распни, распни Его! [Е] Пилат говорил им: [Д] возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нём вины. [Е] Иудеи отвечали ему: [Н] мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

[Е] Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошёл в преторию и сказал Иисусу: [Д] откуда Ты? [Е] Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: [Д] мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? [Е] Иисус отвечал: [Х] ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Приговор Пилата

[Е] С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: [Н] если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю. [Е] Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: [Д] се, Царь ваш! [Е] Но они закричали: [Н] возьми, возьми, распни Его! [Е] Пилат говорит им: [Д] Царя ли вашего распну? [Е] Первосвященники отвечали: [Н] нет у нас царя, кроме кесаря. [Е] Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

Распятие Иисуса Христа

И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: [Н] не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». [Е] Пилат отвечал: [Д] что я написал, то написал.

[Е] Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: [Н] не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — [Е] да сбудется сказанное в Писании:

«разделили ризы Мои между собою
и об одежде Моей бросали жребий».

Так поступили воины.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: [Х] Жено! се, сын Твой. [Е] Потом говорит ученику: [Х] се, Матерь твоя! [Е] И с этого времени ученик сей взял Её к себе.

Смерть Иисуса Христа

После того Иисус, зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: [Х] жажду. [Е] Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: [Х] совершилось! [Е] И, преклонив главу, предал дух.

Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили».

Погребение Иисуса Христа

После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Слово Господне.

10. После чтения Страстей Господних следует краткая проповедь, после которой священник может призвать верных к краткой молитве в молчании.

ВСЕОБЩАЯ МОЛИТВА

11. Литургия Слова завершается Всеобщей молитвой, которая должна совершаться следующим образом: диакон, если он есть, а при его отсутствии — служитель-мирянин, стоя у амвона, произносит предначинание, в котором высказывается молитвенное намерение. После этого некоторое время все молятся в молчании, а затем священник, стоя у предстоятельского места или, если уместно, у алтаря, простирая руки, произносит молитву. Верные молятся стоя или на коленях.

12. Перед молитвой священника могут быть использованы, согласно традиции, приглашения диакона «Преклоним колени — встаньте», с коленопреклонением всех верных для молитвы в молчании.

Конференции епископов могут предусмотреть другие приглашения для введения в молитву священника.

13. При серьёзной общественной необходимости, диоцезный епископ может разрешить или предписать добавление специального молитвенного намерения.

1. О СВЯТОЙ ЦЕРКВИ

Помолимся, возлюбленные братья и сёстры, о святой Церкви Божией, чтобы Господь и Бог наш соблаговолил умирить, соединить и сохранить её по всей земле, а мы жили спокойной и мирной жизнью, прославляя Бога, Отца всемогущего.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Ты явил всем народам славу Твою во Христе; храни дела милосердия Твоего, * чтобы Церковь Твоя, распространённая по всей земле, сохраняла твёрдую веру в исповедании имени Твоего. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

2. О ПАПЕ

Помолимся и о блаженнейшем Папе нашем N., чтобы Господь и Бог наш, Который избрал его в епископский чин, сохранил его здоровым и невредимым для святой Своей Церкви, дабы управлять святым народом Божиим.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Твоею премудростью утверждается вселенная; обрати милостивый взор Твой на молитвы наши и избранного Предстоятеля нашего сохрани милостью Твоею, * чтобы под его началом народ христианский, Тобою управляемый, возрастал в вере. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

3. О ВСЕХ ЧИНАХ И СТУПЕНЯХ ВЕРУЮЩИХ

Помолимся и о епископе нашем N., обо всех епископах, пресвитерах и диаконах Церкви и обо всём народе верных.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Святым Твоим Духом Ты освящаешь всю Церковь и правишь ею. Услышь нас, молящихся о служителях Твоих, * чтобы по дару Твоей благодати они все Тебе верно служили. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

4. О КАТЕХУМЕНАХ

Помолимся и о катехуменах (наших), чтобы Господь и Бог наш отверз их сердца и двери милосердия Своего, дабы через возрождающее омовение они приняли отпущение всех грехов и воссоединились со Христом Иисусом, Господом нашим.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Ты непрестанно обогащаешь Церковь Твою новыми чадами; умножь веру и разум катехуменов (наших), * чтобы, возрождённые водами крещения, они стали Твоими избранными детьми. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

5. О ЕДИНСТВЕ ХРИСТИАН

Помолимся и о всех братьях и сёстрах, верующих во Христа, чтобы Господь и Бог наш всех, обращённых к истине, соблаговолил собрать и сохранить в единой Своей Церкви.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Ты разрозненное собираешь и собранное хранишь; обрати милостиво взор Твой на паству Твоего Сына, * чтобы освящённых единым крещением соединила полнота веры и связал союз любви. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

6. ОБ ИУДЕЯХ

Помолимся и об иудеях — о первых, к кому обращены были слова Господа Бога нашего, — чтобы возрастала в них любовь к имени Его и верность Его Завету.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Ты дал обетование Аврааму и его потомкам; услышь милостиво прошения Твоей Церкви * и удостой народ, который Ты первым взял Себе в удел, прийти к полноте спасения. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

7. О ТЕХ, КТО НЕ ВЕРУЕТ ВО ХРИСТА

Помолимся и о тех, кто не верует во Христа, чтобы и они, просвещённые Святым Духом, могли вступить на путь спасения.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, помоги не исповедующим Христа, чтобы они, идя к Тебе с чистым сердцем, обрели истину; а в нас укрепи любовь друг ко другу * и помоги нам полнее постигать Твою тайну и быть более совершенными свидетелями любви Твоей пред лицом мира. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

8. О ТЕХ, КТО НЕ ВЕРУЕТ В БОГА

Помолимся и о тех, кто не знает Бога, чтобы они, с искренним сердцем следуя правде, удостоились прийти к Богу.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Ты сотворил всех людей, чтобы они всегда искали Тебя, а найдя, обретали покой. Молим Тебя, пусть все люди, несмотря на трудности и препятствия, видя знаки Твоей благости и свидетельства о Тебе в добрых делах верующих, * в радости исповедуют Тебя, единого истинного Бога и Отца человеческого рода. Через Христа, Господа Нашего. — Аминь.

9. О ПРАВЯЩИХ ГОСУДАРСТВАМИ

Помолимся и обо всех правящих государствами, чтобы Господь и Бог наш по Своей воле направлял умы и сердца их, дабы все жили в истинном мире и свободе.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, в Твоих руках сердца человеческие и права всех народов; обрати милостивый взор Твой на правящих нами, * чтобы по Твоей благости утвердились на земле процветание народов, мир и религиозная свобода. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

+. ОБ ОХВАЧЕННЫХ ЭПИДЕМИЕЙ

Помолимся Отцу Небесному обо всех, затронутых эпидемией, прося о ее прекращении, вверяя Ему всех заболевших, усопших, их родных и близких, медиков и волонтеров и всех, кто борется с вирусом.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий вечный Боже, Ты – Отец милосердия, единый Податель жизни и здоровья; † услышь смиренные молитвы Своих детей, охваченных бедствием, * и по Своей неизмеримой любви возврати нам здоровье, мир и безопасность. Через Христа, Господа нашего.

10. О БЕДСТВУЮЩИХ

Помолимся, возлюбленные братья и сёстры, Богу Отцу всемогущему, чтобы Он очистил мир от заблуждений, изгнал болезни, утолил голод, отворил темницы, разрешил узы, сохранил путников, возвратил странников, немощным даровал здоровье, а умирающим — спасение.

Молитва в молчании. Затем священник продолжает:

Всемогущий, вечный Боже, Ты — Утешение скорбящих и Укрепление страждущих; да вознесутся к Тебе молитвы наши обо всех бедствующих, * чтобы каждый из них возрадовался, познав в нуждах своих Твоё милосердие. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

Часть вторая
ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТОМУ КРЕСТУ

14. По окончании Всеобщей молитвы совершается торжественное поклонение святому Кресту. Исходя из пастырских соображений, предстоятель выбирает одну из двух предлагаемых форм выставления святого Креста.

ВЫСТАВЛЕНИЕ СВЯТОГО КРЕСТА

2021:

Обряд Выставления Святого Креста рекомендуется совершать по первой форме (Римский Миссал, стр. 324). При не большом стечении народа и возможности соблюдения мер безопасности, допускается также вторая форма (Римский Миссал, там же).

ПЕРВАЯ ФОРМА

15. Диакон со служителями или другой подходящий служитель удаляются в ризницу, откуда в процессии, направляющейся через храм к середине пресвитерия, несут Крест, закрытый фиолетовым покровом; их сопровождают два служителя с зажжёнными свечами.

Священник, стоя у алтаря и обратившись к народу, принимает Крест, открывает его верхнюю часть и поднимает его, начиная петь «Вот древо Креста». Ему помогают в пении диакон, или, если необходимо, хор. Все отвечают «Придите, поклонимся». По завершении пения все встают на колени и недолгое время поклоняются в молчании, в то время как священник стоит и держит поднятый крест.

С. Вот древо Креста, на котором был распят Спаситель мира.

Н. Придите, поклонимся.

Затем священник открывает правое плечо Креста и, снова поднимая Крест, начинает петь «Вот древо Креста», и всё совершается, как указано выше.

Затем священник открывает Крест полностью и, поднимая его, начинает петь в третий раз «Вот древо Креста», и всё совершается, как в первый раз.

ВТОРАЯ ФОРМА

16. Священник или диакон в сопровождении служителей, или другой подходящий служитель идёт к дверям храма, где берёт Крест, не закрытый покровом, а служители берут зажжённые свечи. Совершается процессия через храм к пресвитерию. Около дверей, в середине храма и у входа в пресвитерий тот, кто несёт крест, поднимает его, начиная петь «Вот древо Креста», на что все отвечают «Придите, поклонимся» и после каждого ответа встают на колени и недолгое время поклоняются в молчании, как выше.

ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТОМУ КРЕСТУ

2021:

Поклонение Святому Кресту с процессией и целованием распятия не допускается. Вместо этого рекомендуется исполнить одно из песнопений поклонения Святому Кресту, во время которого предстоятель Литургии остается у Креста, а народ поклоняется Кресту, оставаясь на своих местах (стоя или на коленях).  

ПЕСНОПЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ
СВЯТОМУ КРЕСТУ

Антифон. Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, * и святое воскресение Твоё поём и славим: * ибо Крестом пришла радость всему миру.


Ср. Пс 67 (66), 2

Стих. Боже! будь милостив к нам и благослови нас, * освети нас лицом Твоим и помилуй нас.

Антифон. Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, * и святое воскресение Твоё поём и славим: * ибо Крестом пришла радость всему миру.

УКОРЫ

Те части, которые поются каждым из двух хоров по отдельности, обозначены цифрами 1 (первый хор) и 2 (второй хор), а те, которые поются двумя хорами вместе, обозначены следующим образом: 1 и 2. Некоторые стихи могут петься также двумя певчими.

1

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

1. За то, что Я вывел тебя из земли Египетской, ты повёл на Крест Спасителя твоего.

2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

1. Святый Боже,

2. Святый Крепкий,

1. Святый Бессмертный, помилуй нас.

1 и 2. За то, что сорок лет Я вёл тебя безопасно по пустыне, и питал тебя манной, и ввёл тебя в землю, исполненную благ, ты повёл на Крест Спасителя твоего.

1. Святый Боже,

2. Святый Крепкий,

1. Святый Бессмертный, помилуй нас.

1 и 2. Что ещё Я должен был сделать тебе и не сделал? Я насадил тебя, как наилучший избранный виноград, ты же Мне соделал много всего горького: когда Я жаждал, ты напоил Меня уксусом и копьём пронзил рёбра Спасителя Твоего.

1. Святый Боже,

2. Святый Крепкий,

1. Святый Бессмертный, помилуй нас.

2

1. Ради тебя Я карал Египет с первенцами его; а ты караешь Меня бичом.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

2. Я тебя вывел из Египта, потопил фараона в Красном море; а ты предаёшь Меня первосвященникам.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

1. Я рассёк перед тобою море; а ты копьём рассекаешь рёбра мои.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

2. Я вёл тебя, идя перед тобою в столпе облачном; а ты ведёшь Меня в преторию Пилата.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

1. Я давал тебе манну в пустыне; а ты даёшь Мне пощёчины и удары бича.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

2. Я поил тебя спасительною водою из скалы; а ты поишь Меня желчью и уксусом.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

1. Я ради тебя избивал царей Ханаанских; а ты бьёшь Меня по голове тростью.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

2. Я вручил тебе царский жезл; а ты возлагаешь на Мою голову терновый венец.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

1. Я возвёл тебя на высоту величия; а ты возвёл Меня на крест.

1 и 2. Народ Мой, что сделал Я тебе? Или чем огорчил тебя? Ответь Мне!

ГИМН

Все. Крест Господень, все деревья превзошёл ты славою!
Ни цветами, ни листвою нет тебе подобного!
Бремя сладкое приявший, славься, древо сладкое!

Канторы. Возвеличим велегласно славное сражение!
Возвестим креста победу — торжество предивное:
Одержал её Спаситель, претерпев заклание.

Все. Крест Господень, все деревья превзошёл ты славою!
Ни цветами, ни листвою нет тебе подобного!

Канторы. Сожалея о паденье наших прародителей,
Когда смерти приобщились от плода вкусившие,
Древом Бог спасти замыслил ради древа проклятых.

Все. Бремя сладкое приявший, славься, древо сладкое!

Канторы. Таково предначертанье нашего спасения,
Чтоб губителя искусность погубить искусностью
И целительным соделать средство порчи вражие.

Все. Крест Господень, все деревья превзошёл ты славою!
Ни цветами, ни листвою нет тебе подобного!

Канторы. Посему, когда настало исполненье времени,
Послан был Зиждитель мира Сам из недра Отчего;
Ставший плотью, Он родился в роде человеческом.

Все. Бремя сладкое приявший, славься, древо сладкое!

Канторы. Вот в хлеву лежит Младенец, в тесных яслях плачущий;
Его тело пеленает Дева Мать лохмотьями:
Голени, стопы и руки повивает ветошью.

Все. Крест Господень, все деревья превзошёл ты славою!
Ни цветами, ни листвою нет тебе подобного!

Канторы. Он, прожив с людьми во плоти три десятилетия,
Принимает добровольно горькие страдания,
Ради нас, подобно агнцу, на Кресте заколотый.

Все. Бремя сладкое приявший, славься, древо сладкое!

Канторы. Там приемлет желчь и уксус, к древу пригвождаемый,
И, копьём пронзённый в сердце, истекает кровию,
Омывая землю, море, звёзды, мироздание.

Все. Крест Господень, все деревья превзошёл ты славою!
Ни цветами, ни листвою нет тебе подобного!

Канторы. Преклони тугие ветви, древо преблаженное!
Размягчи оцепененье, весь твой ствол сковавшее,
И прими Царя вселенной, в жертву принесённого.

Все. Бремя сладкое приявший, славься, древо сладкое!

Канторы. Только ты принять достойно дивное Сокровище,
Миру — тонущему судну — предложить пристанище,
Где ворота кровью Агнца жертвенной помазаны.

Все. Крест Господень, все деревья превзошёл ты славою!
Ни цветами, ни листвою нет тебе подобного!

Заключение никогда не опускается:

Все. Равно и Отцу, и Сыну, равно Утешителю —
Восхваление вовеки преблаженной Троице,
Чьей обильной благодатью нам дано спасение. Аминь.

Согласно местным условиям или традициям народа и если это уместно по пастырским соображениям, можно петь «Stabat Mater», в соответствии с Римским градуалом, или другое подходящее песнопение в память о сострадании Пресвятой Девы Марии.

21. По окончании поклонения Крест переносится диаконом или служителем на своё место у алтаря. Горящие свечи ставятся по обе стороны алтаря, или на алтаре, или вблизи Креста.

Часть третья
ПРИЧАЩЕНИЕ

22. На алтарь расстилается покров, возлагается корпорал и Миссал. Вслед за тем диакон или, при его отсутствии, сам священник, приняв наплечный плат, кратчайшим путем переносит Святые Дары от места сохранения на алтарь. В это время все стоят в молчании. Два служителя с зажжёнными свечами сопровождают Святые Дары, затем устанавливают свечи вблизи алтаря или на алтаре. Когда диакон, если он есть, поставит Святые Дары на алтарь и откроет киворий, подходит священник и, совершив коленопреклонение, встаёт у алтаря.

23. Громким голосом, со сложенными руками, он произносит:

Спасительными заповедями вдохновлённые, Божественными наставлениями наученные, дерзаем взывать:

Простирает руки и вместе с народом продолжает:

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё, да придёт царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

24. Священник, с простёртыми руками, один продолжает:

Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, дабы силою милосердия Твоего мы были всегда свободны от греха и ограждены от всякого смятения, ожидая исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа.

Соединяет руки. Народ завершает молитву, возглашая:

Ибо Твоё есть царство, и сила, и слава во веки.

25. Затем священник со сложенными руками тихо говорит:

Причащение Тела Твоего, Господи Иисусе Христе, да не будет мне в суд и осуждение и по милосердию Твоему да охранит и исцелит душу мою и тело.

26. Затем священник совершает коленопреклонение, берёт частицу Тела Христова и, немного приподнимая её над киворием, обратившись к народу, во всеуслышание говорит:

Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Блаженны званные на вечерю Агнца.

И вместе с народом продолжает:

Господи, я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя.

27. И, повернувшись к алтарю, благоговейно причащается Тела Христова, тихо говоря: «Тело Христово…».

28. Затем священник причащает верных. Во время Причастия может петься Псалом 22 (21) или иное подходящее песнопение.

29. По завершении Причащения диакон или другой подходящий служитель относит киворий в приготовленное место вне храма, или, если требуют обстоятельства, ставит в дарохранительницу.

30. Затем священник произносит «Помолимся», и — если уместно, после краткого молчания — произносит Молитву после Причащения.

Всемогущий, вечный Боже, Ты преобразил нас блаженной смертью и воскресением Христа. Не оставляй нас Своим милосердием, * чтобы, приобщаясь Святому Таинству, мы жили в постоянном благоговении. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

31. При отпусте диакон, или, при его отсутствии, сам священник, может произнести приглашение «Преклонитесь для благословения».

Затем священник, обратившись к народу и простирая над ним руки, произносит следующую молитву над народом:

МОЛИТВА НАД НАРОДОМ

Молим Тебя, Господи, да снизойдёт обильное Твоё благословение на народ Твой, совершивший воспоминание смерти Твоего Сына в надежде воскресения своего. Даруй ему прощение и утешение, * твёрдость веры и искупление вечное. Через Христа, Господа нашего. — Аминь.

32. И все, совершив перед Крестом коленопреклонение, уходят в молчании.

33. После богослужения следует обнажить алтарь, оставив, однако, на нём Крест с двумя или четырьмя свечами.

34. Те, кто участвовал в послеполуденном Воспоминании Страстей Господних, не совершают Вечерню.

ПРОЦЕССИЯ КО ГРОБУ ГОСПОДНЮ

2021:

Там, где обычно принята процессия со Святыми Дарами ко Гробу Господню, в завершение Литургии перед Святыми Дарами совершается песнопение, обычно используемое для процессии, затем предстоятель произносит молитву (Римский Миссал, стр. 330), после чего предстоятель в сопровождении служителей кратким путем переносит Святые Дары в дарохранительницу или «гроб Господень».

1. В соответствии со многовековой традицией, в Великую Пятницу по окончании Воспоминания Страстей Господних Святые Дары могут быть перенесены в часовню Гроба Господня и выставлены для поклонения.

В часовне Гроба Господня должен быть алтарь, хотя бы подвижный, и дарохранительница для хранения кивория со Святыми Дарами.

Дароносица, закрытая белой вуалью, может быть выставлена на алтаре или на специальной подставке, помещённой вблизи алтаря.

Все элементы убранства и освещение должны сосредотачивать внимание верных на Святых Дарах, являющихся Памятью смерти и Воскресения Христа, а не на изображении Христа во Гробе.

2. По окончании Молитвы после Причащения (п. 30) Святые Дары выставляются на алтаре в дароносице, которую закрывают прозрачной белой вуалью.

Священник наполняет кадило, становится на колени и окаждает Святые Дары; затем в торжественной процессии переносит Их ко Гробу Господню. В это время исполняются песнопения о Страстях Господних.

3. После установления Святых Даров в Гробе Господнем священник окаждает их и после краткого молчания произносит следующую молитву:

Господи Иисусе Христе, жизнь и воскресение наше, подними нас из гроба грехов, * посети и наполни нас духовной силой. Дай нам, укрепляясь в вере, надежде и любви, * вместе со всеми святыми постичь величие любви Твоей. Ты так возлюбил нас, что ради нас претерпел смерть на Кресте, чтобы каждый верующий в Тебя не погиб, * но имел жизнь вечную. Ты живёшь и царствуешь во веки веков. — Аминь.

4. Священник и служитель после короткого поклонения в тишине уходят в ризницу. Поклонение Святым Дарам у Гроба Господня продолжается до начала Навечерия Пасхи.