Краткий толкователь

Тит 1

1 2 Жизнь вечная, возвещенная Искупителем, была предназначена человеку изначала и обетована Адаму в раю.

1 12 Старинный стих (гексаметр): "Лживость отличие Критян, скотский нрав, ненасытное чрево", молва считала столь справедливым, что приписывала его всеми почитаемому критскому прозорливцу Vl-го века до Р. Х., Епимениду.

1 15 На строгом различении между чистою пищею и пищею, оскверняющею человека, равно настаивали как иудействующие приверженцы ветхозаветного предания, так и гностики, обличаемые в первом послании к Тимофею. Апостол учит, что греховная и злая воля оскверняет как самого человека, так и всё, даже чистое и святое, к чему он прикасается, тогда как чистота сердца всё в человеке и окрест него очищает.

Тит 2

2 1 Здравое учение есть преподанное через Апостола благовестие, не искаженное человеческими домыслами.

2 11-14 В этих вдохновенных словах содержится сжатое провозглашение того, что духовно животворит человека на земле, - исповедание веры в благодать искупления и христианской надежды.

Тит 3

3 4-5 Спасение рода человеческого совершилось не по заслугам праведников, но по неизреченной милости Божией чрез искупительную жертву Иисуса Христа. Условие спасения - баня возрождения (ср. Еф 5 26), очищение человека силою Духа Святого: таково таинственное действие крещения (1 Петр 3 21). Выражение "баня возрождения", истинный смысл которого раскрывается и осуществляется единственно в христианстве, было употребительно уже в древних эллинских мистериях, участникам которых брезжило некое неопределенное чаяние непостижимого и недостижимого для них духовного обновления.

3 9 Наряду с гностическими генеалогиями (1 Тим 1 4-7) служили предметом словопрений полусказочные родословные построения иудейского устного предания, стремившегося раскрыть тайный смысл Писаний Ветхого Завета.

3 10-11 Еретиком называет Апостол христианина по имени, с упорством отрицающего какую-нибудь из истин веры, преподанной в благовестии о Христе. Если он по двукратном вразумлении продолжает держаться своего заблуждения, должно отвращаться от общения с ним, признав его человеком совратившейся с правого пути воли, произносящим суд над собой своими же устами.

3 12-13 Об Артеме и правоведе Зине других сведений мы не имеем; Тихик же, верный помощник Апостола, упоминается в Деян. 20 4 и во втором послании к Тимофею (4 12), а проповедник Аполлос в Деяниях (18 24) слл. и в первом послании к Коринфянам (3 4) слл. Под Никополем надлежит, по-видимому, разуметь город этого имени в Епире; вскоре Тит предпринимает поездку на восточное побережье Адриатики.