Краткий толкователь к Книге Пятой (Псалмы 107 - 151)

Пс 107 (106)

В первой части символически изображается пленение Вавилонское, во второй - возвращение из Плена и восстановление Иерусалима

10-11 Сидели в тюрьме за грехи: пленение было карою за грех.

20 "Слово Свое" - здесь, как и в Псалме 147 и у Ис 55 11, олицетворяется слово Божие.

32 "В сонме старейшин" - у городских ворот, где они разбирали судебные дела.

33-41 Говорится о Божием Провидении; псалмопевец выражает свою радость в связи с возвращением народа из Плена (ср Ис 35 7; 41 18; 42 15; 50 2).

40 "Бесчестие на князей" - ср Иов 12 21, 24.

43 Ср Ос 14 10.

Пс 108 (107)

Псалом составлен из Пс 57 8-12 и Пс 60 7-14.

Пс 109 (108)

В ВЗ разрешалось проклинать врага, ибо тогда еще действовал закон мести: око за око (ср Исх 21 12, 23-25; Лев 24 17-21). Вместе с тем в борьбе с врагами псалмопевец отстаивает не только свое личное дело, но и дело Божие. Наконец, следует принять во внимание характерную для восточной поэзии склонность к гиперболизации.

1 "Боже хвалы моей", которого буду всегда восхвалять. "Не премолчи" - ср Пс 35 22; 83 2.

6 "Диавол" (евр. "сатан") - обвинитель (ср Зах 3 1).

8 Ап. Петр (Деян 1 16-20), говоря о предательстве Иуды, ссылается на этот стих как на пророческий.

27 "Ты сделал это", т. е. попустил, чтобы меня преследовали, но Ты же и спас меня.

Пс 110 (109)

Этот псалом является мессианским, согласно истолкованию Самого Иисуса Христа (Мф 22 42-46).

1 "Сказал Господь" - этими словами пророки начинали возвещать откровения свыше.

"Господу моему" - так псалмопевец называет Мессию.

"Одесную Меня" - сидеть справа от владыки есть высочайшая почесть.

"Подножие ног Твоих" - древние восточные цари ставили ногу на шею побежденного врага в знак неограниченной власти над ним.

2 "Жезл силы Твоей" - жезл был олицетворением могущества.

4 "По чину Мелхиседека" - Мелхиседек, принесший дары хлеба и вина (Быт 14 18) - прообраз истинного, НЗ-ного священства, высшего по сравнению со священством Аароновым и левитским (Евр 7 11-28).

5 "Одесную Тебя" - здесь это выражение означает: Господь будет стоять рядом с Ним против врагов Его.

6 "Наполнит трупами" - борьба Мессии с его врагами будет долгой и упорной. Псалмопевец прозревает день Господень, день гнева и суда, о котором часто говорят пророки (см Ис 2 12; Иоил 2 1, 2, 11; Амос 5 18; Соф 1 7).

7 "Из потока будет пить" - освежаемый и укрепляемый неисчерпаемой Божией помощью, бьющей ключом на пути Его, Мессия будет неустанно воздвигать главу Свою, устремляясь к новым победам.

Пс 111 (110)

Псалом алфавитный, состоящий из ритмических периодов (здесь из коротких фраз, начальные буквы которых соответствуют порядку букв евр. алфавита).

5 "Пищу дает боящимся Его" - Церковь относит эти слова к таинству Евхаристии (ср Ин 6 31-33, 48-51).

Пс 112 (111)

Также алфавитный псалом. Описывает отличительные черты праведника.

4 "Восходит свет правым" - этот ст может быть понят и так: праведник есть свет людям, пребывающим во тьме.

9 "Рог его вознесется" - его нравственное достоинство будет прославлено.

Пс 113 (112)

"Аллилуия"- Псалмы 113-118 начинаются этим восклицанием, вследствие чего они именовались у евреев "Аллел"; они пелись на богослужениях и на Пасхальной вечери (см Мф 26 30).

6 "Призирает на небо и землю" - с высоты поднебесной.

9 "Неплодную" - неплодие считалось проклятием и наказанием Божиим (см Быт 16 4-5; 1 Цар 1 7, 11; 2 5). В аллегорическом смысле: Иерусалим, разрушенный врагами, становится матерью всех народов. В духовном смысле: люди, всецело посвятившие свою жизнь Богу, могут стать духовными отцами и матерями многих чад.

Пс 114 (113)

3-4 Чудесное явление славы Божией на Чермном море, на реке Иордан и на горе Синай.

8 Изведение воды из камня (Исх 17 6 и Числ 20 11).

Пс 115 (113б)

1 (9) Псалом сложен, быть может, в годы Плена, когда победители насмехались над бессилием Бога Израилева.

9-11 (17-19) "Дом Израилев" - народ; "дом Ааронов" - священники; "боящиеся Господа" - прозелиты, т. е. иноземцы, уверовавшие в Ягве, но не соблюдающие предписаний Закона (ср Пс 118 2-4; 135 19 сл).

17-18 (25-26) - мертвые не в силах славословить Бога - ср Пс 6 6; 30 10; 88 11.

Пс 116 (114-115)

6 "Хранит Господь простодушных" - которые не могут сами себя защитить.

11 (2) "Всякий человек ложь" - надежда, возложенная на человека, всегда может обмануть (ср Пс 33 16; 60 13).

13 (4) "Чащу спасения" - жертвенная чаша, из которой совершалось благодарственное излияние за явленное спасение (см Исх 25 29; 37 16). При возлиянии призывалось имя Господне.

15 (6) Ср Пс 49 9.

16 (7) "Я раб Твой и сын рабы Твоей", т. е. я еврей (благочестивый) и сын еврейки. Возможный прообраз ответа Девы Марии архангелу Гавриилу: "Се раба Господня".

Пс 117 (116)

Кроткий псалом, призывающий все племена земли воздать Богу хвалу (ср Рим 15 11).

Пс 118 (117)

Мессианский псалом.

5-18 По-видимому голос, говорящий из народа.

9 "На князей" - не раз Израиль убеждался в тщетности надежд, возлагаемых на правителей и соседних царей.

15 "В жилищах праведных" - разумеются кущи-шалаши, где евреи проводили осенние праздники (см Лев 23 42; Неем 8 14-17).

19-20 Торжественное шествие приближается к вратам храма, и идущие впереди просят отворить врата (ср Пс 15, 24).

22 "Камень" - народ Израильский, которым пренебрегали могущественные соседние народы. Образ камня, отвергнутого строителями, но сделавшегося главою угла, Христос применил к Себе (см Мф 21 42-44 п).

25 "Спаси же" - евр "осанна" (ср Мф 21 9). Народ и апостолы при входе Господнем в Иерусалим восклицают "осанна", как это делалось при вступлении праздничного шествия в храм.

26 Благословение, произносимое священниками при входе народа в храм (ср Числ 6 24).

27 "Осиял" (LXX и слов. - "явился нам") - Господь призрел "светлым лицем Своим" (см Числ 6 25).

"Вяжите жертву вервями" - привязывайте к жертвеннику жертвенных животных; по другому толкованию: украшайте праздник зелеными ветвями.

"Рога жертвенника" - жертвенник всесожжения в притворе священников (Исх 40 29) был украшен на четырех углах рогами (см Исх 27 2; 38 2; 29 12; Лев 4 7).

Пс 119 (118)

Самый длинный из псалмов. Содержит хвалу Закона, как богооткровенного правила жизни. Понятие Закона Божия обозначается синонимическими именами: Закон, Слово, Заповеди, Уставы, Суды, Повеления, Оправдания, Пути, Откровения. В каждом ст псалма непременно встречается одно из этих синонимических значений. Псалом, будучи алфавитным, состоит, по числу букв, из двадцати двух строф, каждая из которых начинается с новой буквы. Каждая строфа содержит восемь стихов и развивает одну основную мысль.

5 "Путь" означает поведение и направление жизни человека (ср Пс 1): "Путь Господень" - образ жизни, предписанный законом Божиим.

19 "Странник я на земле" - поэтому должен хорошо использовать данное мне в этой краткой жизни время.

32 "Когда Ты расширишь сердце мое" - когда дашь мне новые силы, мужество и радость (ср Ис 60 5).

48 "Простру руки" - движение рук молящегося.

54 "Уставы Твои были песнями моими" - слова Закона Твоего звучали во мне как песни.

70 "Ожирело сердце их", так что они не чувствуют более побуждений к добру (ср Пс 17 10).

83 "Как мех в дыму" - на Востоке мехи, предназначенные для сохранения вина, подвешивались к потолку и сушились в горячем дыму.

96 Человеческое совершенство всегда ограничено; закон же, установленный Богом, безгранично совершенен.

108 "Жертву уст моих" - молитва моя подобна свящ. жертве, на алтаре сожигаемой (ср возглас на литургии "Милость мира, жертву хваления").

109 "Душа моя в руке моей" - душа моя постоянно подвергается смертельной опасности из-за козней врагов.

113 "Вымыслы человеческие" - букв. двоедушных людей (ср 3 Цар 18 21).

119 "Изгарь" - шлак, отбрасываемый при очищении металла огнем.

131 "Открываю уста мои и вздыхаю" - законом Твоим дышу: он нужен мне как воздух для жизни.

148 "Предваряют утреннюю стражу" - до зари пробуждаюсь, дабы славословить Тебя (ср ст 62 и Пс 77 5).

164 "Семикратно" - часто. Число семь - символ совершенства (Пс 12 7; Притч 24 16).

Пс 120 (119)

Псалмами восхождения называются псалмы 120-134. Очевидно их пели восходящие в Иудею паломники, три раза в год направлявшиеся в Иерусалимский храм, согласно предписанию кн Исход (23 17; ср Втор 16 16).

3 См. клятвенную формулу (1 Цар 3 17; 14 12-14; 25 22).

4 Острые стрелы и дроковые угли указывают на неизбежную смерть клеветников и на их сильные мучения. Дрок - очень твердое дерево, дающее сильный и долгий огонь.

5 "Мосох" - местность на севере, близкая к Черному морю (см Быт 10 2); Кидар - местность в Сиро-Аравийской пустыне (см Быт 25 13). В переносном смысле эти названия символизируют грубые и варварские народы.

Пс 121 (120)

1 "К горам" - где расположены святой град и храм (ср Пс 87 2 и 125 2).

6 "Солнце не поразит тебя" (ср 4 Цар 4 19; Иф 8 3); "ни луна ночью" - и теперь на Востоке некоторые болезни приписываются влиянию луны; иногда луна означает холод ночи (см Быт 31 40).

8 "Вхождение и выхождение" - иными словами: всю жизнь, все действия (ср Втор 28 6; 31 2; 2 Цар 3 25).

Пс 122 (121)

3 "Слитый во одно" - Иерусалим, полностью восстановленный при Неемии (Неем 2 17 сл), является символом единства избранного народа и образом единства Церкви.

Пс 123 (122)

Этот псалом вероятно был сложен после возвращения из Плена, может быть в эпоху Неемии, когда возрождающаяся община была окружена презрением и подвергалась нападкам язычников (см Неем 2 19; 4 4).

Пс 124 (123)

4-6 Опасность, грозившая народу, описывается с помощью традиционных образов - потопа и хищных зверей.

Пс 125 (124)

1 О незыблемости Сиона (ср Ис 2 2; Мих 4 1 и т. д.).

2 "Окрест Иерусалима" - Иерусалим окружен со всех сторон горами.

3 "Дабы... не простерли" - чрезмерные испытания часто способствуют падению маловерных.

5 Судьба отступивших от веры израильтян; такова же будет и судьба притеснителей Израиля.

Пс 126 (125)

Этот псалом является молитвой Израильского народа о полном восстановлении Сиона. Некоторые толкователи видят в трех первых стт описание возвращения из Плена; "мы были как бы видящие во сне", т. е. от радости глазам не верили, принимали действительность за сон. Однако это восстановление не было полным, и возвратившихся из Плена ждали новые испытания (см Ездр 3-6; Агг 1 6-11; 2 4, 15-17). Поэтому во второй части Пс содержится просьба об окончательном восстановлении Израиля. Другие толкователи видят в этом псалме прообразное описание мессианских времен.

4 "Как потоки на полдень" (слав. - "яко потоки югом") - на юге Палестины (евр. "пустыня Негеб") сухая и выжженная летним солнцем земля после осенних дождей превращается в зеленый луг.

Пс 127 (126)

2 Без помощи Божией долгий дневной труд не принесет трудящемуся никакой пользы.

4 "Сыновья молодые" - поддержка родителей в старости.

5 Во время суда, совершавшегося у городских ворот, сыновья могли выступить в защиту отца от несправедливых обвинений.

Пс 128 (127)

2 "Будешь есть от трудов рук твоих" - твой заработок будет достаточен, и благополучие твое будет незыблемо.

5-6 Перечисление обещанных праведному благ завершается обещанием долгой жизни в Иерусалиме - радости всякого верного израильтянина, и благоденствия святому городу. В ВЗ праведная жизнь вознаграждается земными благами (ср Лев 26 3-12; Втор 28 3-14). НЗ обещает иную, вечную награду.

Пс 129 (128)

1-2 Евреи много претерпели в Египте и в Палестине и продолжали подвергаться вражеским нападениям после возвращения из Плена.

6 Сравнение с травою, зеленеющею после дождей на плоских кровлях, пока не пригреет солнце.

Пс 130 (129)

Шестой покаянный псалом. В Западной Церкви он служит молитвой за умерших.

1 "Из глубины" - не житейских несчастий, но из глубины грехов своих.

4 "Да благоговеют перед Тобою" - после примирения с Богом и отпущения грехов человек с большею ревностью обращается к Богу.

8 Полное избавление настанет лишь в царстве Мессии (Иер 3 21-23; 24 7; 32 37-40; Иез 11 17-20).

Пс 131 (130)

1-2 Отказываясь от всяких надменных помыслов, душа успокаивается в Боге, как младенец после принятия пищи (слав. "отдоеное") на лоне матери. Так и св. Августин говорит: "неспокойно сердце наше, доколе не упокоится в Тебе, Боже" (Исп 11).

Пс 132 (131)

Мессианская направленность этого псалма ярко проявляется в стт 17 и 18. Очевидно он был сложен в годовщину перенесения ковчега на гору Сион во время царствования Давида и Божиих обетований этому царю. Сходство между некоторыми стт этого псалма и молитвой Соломона при освящении храма (см 3 Цар 8) побудило толкователей предположить, что псалом был сложен по случаю этого торжества или одной из его годовщин.

1 "Все сокрушение его" - все заботы его о сооружении храма (см 2 Цар 7 2-3; 3 Цар 8 17).

2 "Сильному Иакова" (ср ст 5) - так именуется Бог в кн Бытия (49 24) и у Исайи (1 24; 49 26; 60 16).

6 "Мы слышали о нем", т. е. о ковчеге. Он сначала находился в Вефсамисе, потом в Кириафариме (см 1 Цар 7 1, 2; 2 Цар 6 2; 1 Пар 13 1-8) и наконец был перенесен в Иерусалим.

7 "Подножие ног Его" - так назывался ковчег Завета (ср Пс 99 5), ибо на нем "восседал Бог" (ср Пс 80 2; 99 1).

8 "Место покоя Твоего" - ковчег Завета, место особого присутствия Божия, был перенесен из Силома в Иерусалимский храм, ставший местом его постоянного пребывания.

10 "Помазанника Твоего", т. е. царя из рода Давида, во время царствования которого был сложен этот псалом,

11-12 См 2 Цар 7 8-16; Пс 89 4-5, 29-38.

17 "Возращу рог Давиду", т. е. могучего потомка (Мессию); "поставлю светильник помазаннику Моему" - в доме Давида всегда будет потомство, подобно тому, как в жилом доме светильник всегда зажжен.

18 "Врагов его" - Мессии; "на нем", т. е. на главе Мессии.

"Венец" - знак как царского (Пс 89 40; 2 Цар 1 10; 4 Цар 11 12), так и священнического достоинства (Исх 28 36; 39 30): Мессия, потомок Давида, будет и священником и царем (Пс 110 4).

Пс 133 (132)

Псалмопевец изображает великое благо братского согласия с помощью сравнений, близких восточному сознанию. Речь идет об узах любви, соединяющих в храме и в святом граде священников и левитов.

2 "Бороду Аарона" - Аарон был посвящен в первосвященники посредством излияния елея на главу его (Исх 30 30-31).

3 "Роса Ермонская" - обильная, как на горе Ермоне.

"Там" - где есть братское единство.

Пс 134 (133)

Этот краткий псалом пели, по-видимому, по очереди две смены левитов во время ночного бдения в храме: уходящие поощряют приходящих ревностно воздавать хвалу Богу (1 2), а вновь пришедшие благословляют закончивших свое бдение.

1 "Рабы Господни" - священники и левиты (см Втор 10 8).

Пс 135 (134)

4 (ср Втор 7 6). Народ Израильский часто именуется собственностью (по-слав. достоянием) Бога (Исх 19 5; Втор 7 6; 14 2; 26 18).

5 "Я познал" - говорит начальник хора, когда хор умолк. "Всех богов" (ср Пс 97 9) - боги языческие лишь называются богами, в действительности же они ничто (стт 15-18).

19-20 Ср Пс 118 1-4.

Пс 136 (135)

Этот псалом представляет собою последовательность возглашений, из которых каждое сопровождается припевом: "ибо вовек милость Его". Данный припев был общеупотребительной богослужебной формулой (см Пс 118 4; 2 Пар 7 3-6).

2-3 "Бога богов и Господа господствующих" - единого истинного Бога и Господа всех властителей земли.

Пс 137 (136)

1 "Реки Вавилона" - Тигр и Евфрат с целой сетью каналов, которых вавилоняне также называли реками.

2 "На вербах" - прибрежные плакучие ивы; "повесили мы" - подавленные горем мы не могли играть.

5-9 Эти образы передают силу тоски пленников. Иерусалим в глазах изгнанников был не только столицей их отечества, но и религиозной святыней; оскорбление Иерусалима являлось оскорблением Бога, в нем живущего, и взывало к небу об отмщении (Пс 109).

7 Пророки часто жалуются на ненависть едомлян к евреям (напр Ис 34 5-14; Иер 49 7-22; Иез 25 12-14; Амос 1 11-12).

8 В то время еще имело силу ВЗ-ное предписание: "око за око и зуб за зуб".

9 В древности взятие городов обычно сопровождалось избиением младенцев (см 4 Цар 8 12; Ос 10 14; Наум 3 10).

Пс 138 (137)

8 "Господь совершит за меня" начатое Им дело божественной помощи.

Пс 139 (138)

Текст этого псалма во многих местах поврежден, чем объясняются содержащиеся в нем разночтения.

2-3 "Когда я сажусь и когда встаю", т. е. ничто в моей жизни не сокрыто от Тебя.

9 "Крылья зари" - Восток, а "край моря" - Запад. Переносясь от одного края земли до другого, псалмопевец везде встречает присутствие Божие.

18 "Когда я пробуждаюсь" - указание на постоянное присутствие Бога. Другой вариант: "когда приду к концу исчисления", я все еще с Тобою, т. е. не могу всецело постичь (букв. исчислить) Твои помышления.

24 "Путь вечный", т. е. путь праведности.

Пс 140 (139)

4 Ср Пс 55 22; 58 5.

6 Ср Пс 9 16; 31 5; 57 7; 64 6.

Пс 141 (140)

2 "Да направится", т. е. вознесется как фимиам, который ежедневно возжигался на алтаре всесожжения (Лев 2 1, 15) и на жертвеннике кадильном (Исх 30 34-37).

5 Человек благочестивый легко и охотно переносит справедливое и с любовью обращенное к нему порицание (ср Притч 27 6).

6-7 Смысл этих стт неясен. Различные толкования носят гипотетический характер.

Пс 142 (141)

1 "В пещере" - см 1 Цар 22 1; 24 4.

4 "На правую сторону" - при судебном разбирательстве защитник обыкновенно стоял с правой стороны подсудимого (ср Пс 16 8; 12 1, 5).

7 "Из темницы" - в переносном смысле - из безвыходного положения и душевной тоски; "соберутся" - радуясь, когда я пойду благодарить во храм.

Пс 143 (142)

Седьмой покаянный псалом.

2 Все мы грешны и заслуживаем наказания Божия. Признавая справедливость суда Божия, псалмопевец просит Бога быть милосердным (Пс 51 6; 7; 130 3).

3 Объятый мраком уныния, псалмопевец сравнивает себя с умершими и погребенными.

5 "Вспоминаю дни древние" - благодеяния, которыми Бог в прежние времена осыпал народ Свой (ср Пс 77 4, 6, 12, 13).

10 "В землю правды" (слав. "на землю праву") - на землю ровную, где я не споткнусь (ср Пс 26 12; 27 11).

Пс 144 (143)

12 Многочадие, богатство, благополучие и покой в ВЗ всегда представляются кок дар Божий людям благочестивым.

14 Точнее: да будет вьючный скот обременен богатою ношею; да не будет больше речи ни о разрушении городских стен, ни об изгнании (уводе в плен).

Пс 145 (144)

Алфавитный псалом. Многое в этом псалме взято из других мест Св. Писания.

Пс 146 (145)

Последние пять псалмов начинаются в евр. тексте словом Аллилуия, т. е. "хвалите Господа". Это третий "Аллел", который евреи читали по утрам (ср Пс 113-118 и 136).

Пс 147 (146-147)

Евр. предание соединяет Пс 146 и 147 в один вследствие общности их содержания.

2 Псалом был сложен, когда возвратившиеся изгнанники отстраивали разрушенный город.

9 "Птенцам ворона" (ср Иов 38 41) - в то время было распространено мнение, что вороны изгоняют из гнезд своих молодых птенцов (см Ест. Ист. Плиния 10, 12, 31).

10-11 Богу угодны не сила и могущество, а вера и упование на Него.

13-14 "Укрепляет вереи ворот твоих" - псалом был сложен, когда Неемия уже возвел Иерусалимские стены и в них укрепляли ворота (см Неем 2 11-73).

16 "Как волну", т. е. как шерсть.

Пс 148

1-7 Славословие звучит на небе и возносится от земли (ст 7).

4 "Небеса небес" (ср Втор 10 14; 3 Цар 8 27).

14 "Возвысил рог", т. е. дал большую силу, могущество (ср Пс 18 3; 75 11 и т. д.).

Пс 149

3 "С ликами" - хоровое пение соединялось со свящ. плясками (см Исх 15 20; 2 Цар 6 5, 14, 16).

5 "На ложах своих" - в покое после одержанной победы или во время ночного покоя, ибо их хвала не прекращается и ночью.

6 Ср Неем 4 16-23; 2 Макк 15 27.

7-8 Речь идет о враждебных истинному Богу царях и народах (ср Пс 2 1-3; Иез 38 сл).

9 "Суд писанный" - имеется в виду Закон Божий, запечатленный в Св. Писании (ср Евр 4 12, 13).

Пс 150

Этот соборный гимн всего мироздания торжественно заключает книгу Псалтирь: Богу подобает хвала в Храме Его, на земле и в Его надмирной обители на небе (1), ради величия Его и славы дел Его (2). И в этой хвале с ликованием хоров и звучанием музыки сливаются голоса всего живого, благодарный трепет каждого дыхания (3-5): Аллилуия!

Пс 151 (неканонический)

Его нет в евр. Библии, но он находится у LXX. Гебраисты полагают, что псалом был написан на евр. языке, вероятно левитом, и широко известен среди народа. Поэтому LXX внесли его в Псалтирь. Псалмопевец говорит от лица Давида и выражает присущие Давиду смирение и упование на Божественное Провидение.