Краткий толкователь к Книге Четвёртой (Псалмы 90 - 106)

Пс 90 (89)

Молитва мудрого, проникнутая духом Писания (см Быт, Иов, Втор). Он размышляет о слабости человеческой и кратковременности жизни, сокращаемой грехом. Это единственный из псалмов, который приписывается Моисею, вероятно вследствие общности мыслей и выражений с Быт и Втор 32.

5 Ср 2 Петр 3 8; "ночная стража" - треть ночи (ср Суд 7 19), следовательно, весьма недолгий срок.

7 Грех - причина краткости и трудности человеческой жизни (ср Быт 3 17-20).

12 "Счислять дни" - при краткости нашей жизни каждый день имеет для сердца мудрого особую ценность и значение.

Пс 91 (90)

3 "От гибельной язвы" (Пер LXX и слав - "от словесе мятежна").

11 По учению Св. Писания Бог дал человеку ангела хранителя, чтобы помогать ему творить добро.

14 "Познал имя Мое" - это выражение в Св. Писании часто обозначает познание Бога не только умом, но и сердцем.

Пс 92 (91)

11 "Единорог" - символ неукротимой силы (ср Пс 22 22; Втор 33 17); "елей" - символ изобилия.

14-15 "Насажденные во дворах Бога нашего" - праведные всегда близки к Богу; непрестанно укрепляемые дарами благодати они сохраняют и в старости духовную силу и приносят обильные плоды.

Пс 93 (92)

Восторженный гимн могуществу и величию Божию.

1 "Господь воцарился" - восклицание, которым приветствовали в древности нового царя (ср 2 Цар 15 10; 4 Цар 9 13).

Пс 94 (93)

7 "Не увидит Господь" - ср Пс 10 4, 11, 13.

17 "Вселилась бы в страну молчания" - вошла бы в сонм усопших.

20 Не вполне ясный ст. Смысл его по-видимому таков: будут ли именем Божиим скреплять свои пристрастные решения судьи, судящие несправедливо, но ссылающиеся на букву закона?

Пс 95 (94)

8 "Мерива" (букв. место раздора) - место искушения; так названо было урочище, где израильтяне возроптали на Бога (Исх 17 1-7; Числ 20 2-13).

11 "Поклялся" - после того, как недовольный народ восстал против Моисея при Кадесе (Числ 14 20-23).

Пс 96 (95)

1 "Песнь новую" (ср Ис 42 10; Пс 33 3 и др.), ибо недостаточно старых песен для восхваления нового и неслыханного явления силы и славы Божией. "Вся земля", т. е. все живущие на ней.

4-5 "Боги язычников" созданы воображением людей; один только Израиль знает истинного Бога.

10 "Господь царствует" (ср Пс 93 1). Бог - незыблемая основа мирового и нравственного строя.

Пс 97 (96)

1 "Острова" - общее наименование далеких пристаней и стран, расположенных за Средиземным морем.

2-6 Ср Пс 18 8-16; Авв 3 3-12.

8 "Дщери Иудины" - города и селения земли Иудейской.

Пс 98 (97)

1 "Песню новую" - см Пс 96.

"Победу" - говорится, очевидно, о той окончательной победе, которая, согласно предсказаниям пророков, положит начало царствию Мессии.

Пс 99 (98)

1 "Он восседает на херувимах" - ср Пс 80 2; 1 Цар 4 4; 2 Цар 6 2; Исх 25 22.

4 Святость Божия проявляется в Его справедливости.

5 "Подножием ног Божиих" называется ковчег (см 1 Пар 28 2; Пс 132 7).

8 В Боге нераздельно сочетается справедливость и милосердие.

Пс 101 (100)

2 "Когда прийдешь ко мне" - псалмопевец жаждет присутствия Бога и общения с Ним.

8 "С утра" - цари обычно каждое утро разбирали судебные дела у ворот города (ср 2 Цар 15 2; Иер 21 12). Сознающий свою ответственность царь никогда не уклонялся от этой обязанности.

Пс 102 (101)

Пятый покаянный псалом.

9 "Клянут мною" - желают своим врагам той же участи, что постигла меня (ср Иер 29 22).

12 "Уклоняющаяся тень" - тень удлиняется перед закатом солнца.

14-15 Псалмопевец выражает надежду, что любовь изгнанников к развалинам Иерусалима умилостивит Господа.

19 "О сем", т. е. о великих благодеяниях Божиих (стт 20, 21).

23 Выражение упования на грядущее объединение всех народов для служения Господу.

24 "Изнурил" - долог путь к освобождению, силы псалмопевца уже надорваны и, если Бог не поможет ему, он умрет, едва достигнув половины положенного людям века (ср Ис 38 10; Иер 17 11).

Пс 103 (102)

8 Слова Бога к Моисею (Исх 34 6; ср Пс 145 8).

Пс 104 (103)

2 "Ты простираешь небеса, как шатер" - поэтическое описание природы.

3 "Над водами", которые находятся над твердью (Быт 1 7).

4 На основании этого ст в посл. к Евр (1 7) тварная природа ангелов противополагается Божеству Сына (стт 4-14).

5-9 Незыблемы основания земли. Воды покрыли бы ее (Быт 1 2, 6, 7, 9), если бы Бог не положил им предела (Иов 38 8-10; Иер 5 22).

13 "С высот Твоих" - из вод, которые над твердью (ср Иов 38 22, 23, 28).

26 Искусство человеческое и плоды трудов его существуют по изволению Божию. "Левиафан" - в кн. Иова (40 20-41 26) чудовищных размеров крокодил; в мифологии - чудовище первозданного хаоса, противящееся Богу; здесь - тварь Божия, играющая в море.

30 Ср Быт 2 7.

31 Ср Быт 1 31.

35 Грех, вызывающий гнев Творца (32) и искажающий красоту творения, вносит разлад в строй вселенной.

Пс 105 (104)

В этом псалме, как и в Пс 78, 106, 107, 108, 136, обозреваются судьбы евр. народа, в которых чудесным образом проявляются благость и справедливость Божии.

8 "В тысячу родов" (ср Втор 7 9) - на вечные времена.

15 "Помазанным Моим и пророкам Моим" - древние праотцы и пророки (ср Быт 12 11-20; 20 1-18; 26 7-11).

16 "Утверждение хлебное" (слав) - опору существования, которую дает человеку хлеб.

18 "В железо вошла душа его" - он окован железом, т. е. брошен в тюрьму.

20 См Быт 41 12-14.

23-27 См Исх 1.

28-38 Здесь, как и в Пс 78 44-51, дается поэтическое описание кар, постигших египтян.

40 Ср Пс 78 24 и Ин 6 32-33.

44 "Земли народов", т. е. Палестину, в которой обитали разные племена.

Пс 106 (105)

В этом псалме евр. народу напоминаются все благодеяния Божии, дабы обличить его в неблагодарности.

8 "Ради имени Своего", т. е. чтобы прославить Свое святое имя (ср Исх 32 11-14; Иез 20 9, 14 и т. д.).

15 Речь идет о некоей повальной болезни от пресыщения мясом (Числ 11 20).

16-18 См Числ 16.

20 "Славу свою", т. е. Бога, слава Которого видимым образом сопутствовала им в пустыне.

23 Моисей стал перед Богом в расселине, т. е. в бреши стены, месте наибольшей опасности.

24 "Презрели" - отвергли землю, к которой стремились до возвращения соглядатаев из земли Ханаанской.

28 "Ели жертвы", принесенные идолам (Числ 25 2).

32-33 См Числ 20 1-13 - Моисей, введенный народом в грех маловерия (ст 12), не вошел в Землю Обетованную.

36 "Были им сетью", т. е. соблазном служить бесам.

39 "Блудодействовали", т. е. не были верны Богу истинному и поклонялись идолам (ср Ос 2 2, 16, 19).

48 Этим славословием завершается четвертая кн Псалмов.