Краткий толкователь к Книге Первой (Псалмы 1 - 41)

Пс 1-2

Пс 1 и 2 составляют как бы введение в Псалтирь, в них отражены нравственное учение и мессианские идеи Откровения.

Пс 1

1 "Путь" на библ. языке часто означает образ жизни, поведение.

Пс 2

Мессианский псалом.

2 "На Христа" - евр. помазанника; помазывались цари (Суд 9 8; 1 Цар 9 16; 16 12 сл) и первосвященники (Лев 8 12; Числ 3 3).

12 "Почтите Сына" - разночтения: лобзайте Сына, лобзайте то, что чисто, т. е. свиток Закона и т. д.

Пс 3

6 Этот стих был отнесен Отцами Церкви ко Христу, умершему и воскресшему.

Пс 4

3 "Мужи" - знатные (Пс 49 3; 62 10); "тяжкосердии" (слав) - сердце по евр. понятию является органом чувств и мышления; "тяжелые сердцем" - медлящие принять истину или следовать добру.

4 "Господь отделил для Себя", т. е. избрал.

5 "Гневаясь, не согрешайте" - не предавайтесь безудержному гневу; бойтесь оскорбить Господа, молитесь Ему, умиротворившись, в ночной тишине.

7-8 "Кто покажет нам благо?" - кто наставит нас на правый путь? Свою радость псалмопевец сравнивает с радостью жнецов при обильном урожае. "Яви нам свет лица Твоего" - библ. выражение, часто встречающееся в псалмах, выражает благожелательность Бога или царей. Лицо Божие - символ присутствия Бога, обращенного к человеку.

Пс 5

9 "Уровняй путь Твой", чтобы я мог легко идти по нему.

10 "Открытый гроб", откуда исходит смрад гниения.

Пс 6

Первый покаянный псалом.

6 В то время не было еще дано ясного откровения о судьбе умерших; евреи полагали, что усопшие не могут славить Бога.

Пс 7

1 Неизвестно, кем был Хус и что именно сделал; быть может, он был слугой Саула, который оклеветал Давида перед царем.

Пс 8

3 "Из уст младенцев..." Христос приводит это пророчество, говоря о детях, восхваляющих Его во время торжественного входа в Иерусалим (Мф 21 16).

6 "Перед Ангелами" (евр. "перед богами") - псалмопевец имеет в виду таинственных служителей Господа, предстоящих престолу Его. Посл. к Евр 2 7 относит этот ст ко Христу.

7 "Все положил под ноги Его" - см. 1 Кор 15 27, где этот ст тоже прилагается ко Христу.

Пс 9-10

Этот псалом в евр. Библии разделен на два: первый содержит стт 1-21, второй - 22-39. Аргументом в пользу единства псалма является алфавитный порядок начальных букв каждого стиха. Разделение же на два псалма обосновано тем, что содержание их различно. Впрочем, развитие мыслей алфавитных псалмов не подчинено строго логической последовательности.

Пс 9

15 "Во вратах дщери Сиона", т. е. в Иерусалиме, который в древности назывался Сионом.

Пс 10 (9 б)

12 "Вознеси руку Твою", чтобы спасти (Пс 138 7) или покарать (Ис 11 15; Иез 36 7; Мих 5 9).

Пс 11 (10)

Выражение непоколебимого упования на Бога.

Пс 12 (11)

7 "Очищенное от земли" - речь идет, вероятно, о плавильной печи, в которой чистый металл отделяется от шлака.

9 Когда нечестивые превозносятся, открывается широкая дорога людям безнравственным.

Пс 14 (13)

Этот псалом почти совпадает с псалмом 53, в котором имя Божие дано в форме Елогим, а не в обычной - Ягве.

1 Делами отрицают Бога (ср Тит 1 16), если не устами и мыслью.

1-3 Поэтическое преувеличение (гипербола).

4 "Съедать народ" - наживаться на его счет. оставляя его голодным.

Пс 15 (14)

Псалом исполнялся, по-видимому, несколькими хорами; он походит на обмен мыслей между собеседниками.

Пс 16 (15)

Мессианский псалом. Псалмопевец возлагает все свое упование на Бога и ощущает неразрывную связь с Ним; ему представляется, что ничто, даже смерть, не может ее прервать (ср Пс 6 6; 49 16). Эта, еще неясная, надежда предвосхищает веру в воскресение (ср Дан 12 2; 2 Макк 7 9). Апостолы Петр (Деян 2 25-32) и Павел (Деян 13 35-37) видят в этом ст пророчество о воскресении Христовом, так как сам Давид умер и не воскрес.

3 Под "святыми" в этом и в других псалмах обычно разумеются люди благочестивые, чтущие Бога.

4 "Текут к богу чужому" - обращаются к идолам: одно из возможных толкований (евр. текст поврежден).

7 "Внутренность моя" - глубочайшие тайники души. добычу навек.

10 "Не оставишь души моей в аде" - как его добычу навек.

"Тление" - евр. слово означает "ров", "могилу", в переносном смысле - тление.

Пс 17 (16)

10 "Тук, тучное сердце" - сердце огрубелое, нечувствительное.

14 "Которых удел..." дословно "которых удел в жизни их от этой земли есть". Текст поврежден; нет сомнения, однако, что обличается мирская, чисто материальная жизнь.

15 Утро, час пробуждения, - благоприятное время для снискания милости Божией (Пс 5 4; 30 6; 46 6 и т. д.). Псалмопевец выражает надежду, что увидит Бога, когда пробудится от сна смертного (ср Пс 16 10; Ис 26 19; Дан 12 2).

Пс 18 (17)

Этот псалом, с некоторыми разночтениями, мы находим в 2 Цар 22, причем даже нумерация стихов совпадает. Св. Августин видит здесь прообраз борьбы, которую ведет Христос и Его Церковь против сил зла.

3 "Твердыня моя и прибежище (букв. скала) мое" - образ силы Божией, непоколебимой опоры и защиты человека (см. напр. Пс 19 13; Втор 32 4, 15, 18, 31).

7 "Храм или чертог" - небесная обитель Божия.

8-16 Заступничество Божие изображается посредством величественных образов землетрясения и бури (ср подобные описания в Пс 29; 97 2-6; Суд 5 4 сл; Авв 3 и др.).

11 "На херувимов" - херувимы изображаются как носители престола Божия; Бог именуется "сидящим на херувимах" (Пс 80 2; 99 1).

34 "На высотах" - в безопасном месте (ср Пс 61 3; Авв 3 19).

44 Побеждены враги внутренние и внешние.

45 "Ласкательствуют" - стремятся как можно скорей выразить свою покорность, заискивают перед победителем.

Пс 19 (18)

Псалом в первой части славословит Бога как Создателя вселенной; во второй - как Законодателя нравственной и религиозной жизни.

4-5 "По всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их" - эти слова ап. Павел отнес к возвещающим Евангелие (Рим 10 18).

10 "Страх Господень" побуждает человека исполнять все предписания религиозного и нравственного закона.

12-13 Даже человек благочестивый, стремящийся в своей жизни всегда следовать заповедям Божиим, часто, сам того не сознавая, нарушает их; поэтому псалмопевец молится, чтобы Господь очистил его и от грехов, совершаемых им по неведению.

14 "От умышленных удержи" - множ. число употребляется, согласно особенности евр. языка, вместо отвлеченного существительного.

Пс 22 (21)

Начальные слова этого псалма Христос произнес, умирая на кресте. В нем евангелисты усмотрели пророческое описание некоторых моментов страданий Спасителя. Поэтому он входит в число мессианских Псалмов. В первой части псалма изображены страдания Мессии: душевные муки - богооставленность (2-12); физические страдания (13-19). Во второй части говорится о благих плодах Его страданий: Израиль воздаст хвалу Богу (23-27), все народы поклонятся Ему (28-32).

21 "Одинокую мою" - жизнь мою, душу мою (ср Пс 35 17).

Пс 24 (23)

7-10 Врата, через которые предстоит пройти Самому Царю Славы, недостаточно высоки для Него: они должны поднять верхи (стропила) и раздвинуться.

Пс 25 (24)

Алфавитный псалом: начальные буквы каждого стиха чередуются согласно порядку евр. алфавита.

Пс 27 (26)

2 "Пожирать плоть мою" - погубить меня в конец (см Пс 14 4; Мих 3 3).

8 "Лицо Твое" - твое благоволение, милость.

11 "Стезя правды" - путь добра, единственно надежный и безопасный.

13 "На земле живых", т. е. еще до моей смерти.

Пс 29 (28)

1 "Сыны Божии" - ангелы (ср Пс 89 7; Иов 38 7) или избранный народ (Пс 82 6).

3-9 "Глас Господень над водами": при помощи образных средств превозносится могущество Ягве: описывается буря, во время которой могущественный глас Божий, прозвучавший в громе, поражает море, кедры ливанские, гору Ермон, пустыню и леса.

Пс 30 (29)

12 "Вретище": одежда, которую носили в дни большого горя и в знак покаяния (см Пс 35 13).

Пс 32 (31)

Второй покаянный псалом. Псалмопевец описывает свой духовный опыт: пока умалчивал грех - страдал, когда же исповедал - получил прощение (3-5).

Пс 33 (32)

3 "Новую песнь" - вероятно по случаю нового и великого благодеяния Божия.

17 Сильные мира сего неспособны сами защитить себя от нависающих над ними опасностей, если Господь лишил их Своей защиты.

Пс 34 (33)

Алфавитный псалом.

7 "Сей нищий" - т. е. я этот нищий.

Пс 35 (34)

21 "Хорошо!" - по-евр. "ва, ва": насмешливое восклицание, выражающее злорадство.

25 "По душе нашей" - евр. "нефеш" (душа) означает также стремление, желание - по желанию нашему.

Пс 36 (35)

2 Как Бог говорит пророкам, ток и нечестие (здесь олицетворенное) говорит в сердце нечестивого, выдавая себя за внутренний голос совести.

3 Этот ст понять трудно. Смысл его, по-видимому, таков: грешник льстит себе самому, что препятствует ему отыскать беззаконие свое, чтобы возненавидеть его.

Пс 37 (36)

Алфавитный псалом.

3 "Живи на земле" - владей Землей Обетованной.

Пс 38 (37)

Третий покаянный псалом.

1 "В воспоминание" - имеется в виду часть жертвы, называемой "ацкара", т. е. воспоминание. Ягве приносили муку, елей и ливан (ладан - Лев 2 1-3; 25 7 слав), во искупление невольных нарушений Закона (ср Пс 25 7 слав). LXX и Вульг добавляют "о субботе", что очевидно означает: "ацкара" в субботний день.

6 "Безумие" - в ВЗ равнозначно греху.

6-13 Изображение недуга и одиночества напоминает описание страданий Иова.

Пс 39 (38)

1 "Идифум" - левит и певец во дни Давида (1 Пар 16 41; 25 1; 2 Пар 5 12); ему поручается музыкальное исполнение псалма.

6 "Дни, как пяди" - жизнь длиною в несколько пядей, т. е. очень короткая жизнь. Суета: дословно дыхание (ср Екк 1 2, 3, 14; 2 1-23; 6 2).

14 "И не будет меня", т. е. на этой земле.

Пс 40 (39)

7-9 Согласно посл. к Евр, эти слова (см. греч пер. LXX) относятся ко Христу, входящему в мир.

8 "В свитке книжном" - в свящ. книгах ВЗ.

Пс 41 (40)

3 Этот ст вошел в лат. богослужение как моление за Папу.

4 Смысл этих слов: ты превратил весь недуг ("одр болезни") в полное здравие.

10 Сам Господь относит эти слова к Иуде Искариотскому (Ин 13 18; 17 12; Деян 1 16).

14 Славословие, завершающее первую книгу псалмов.