Краткий толкователь

Ос 1

2 Брак Осии с блудницей представляет собою характерный случай символических действий (см введение к кн. пророков). Образ брачного союза как символ единения человека с Богом входит в Библию с кн Осии (Ис 50 1-3; 54 1-6; Иез 16; Мф 9 15; Еф 5 22-23).

3 Имена женщины и ее отца должны указывать на то, что она лицо вполне реальное. Некоторые толкователи полагают, что здесь употреблена метонимия: Гомерь названа "женой блудницей" как представительница народа, который "блудодействует", отступив от Господа.

4 Пророк получает повеление дать своим детям символические имена. "Изреель" - долина Изрееля, в частности Мегиддона, лежит на пути сообщения между Египтом и Ассирией; она часто являлась полем битвы (ср Суд 4 12-16; 6 33; 1 Цар 28 4; 4 Цар 23 29). Она прообразует поле эсхатологической битвы (Зах 12 11; Откр 16 16). В то же время ее имя, указывающее на плодородие ("Бог сеет"), напоминает обетования о рождении нового народа (2 21-23). То будет "День Изрееля" (ст 11). "Кровь Изрееля" - намек на кровавую расправу мятежника Ииуя, положившего начало новой династии (см 4 Цар 9-10), с последними представителями династии Амврия и Ахава.

6 "Лорухама" - нелюбимая, непомилованная.

9 "Лоамми" - не Мой народ. Имена трех детей, по-видимому, символизируют возрастающий гнев Божий. Теперь разрыв окончателен.

10 Кара за Изреель предшествует возрождению народа Божия и его помилованию. Современные экзегеты полагают, что этот стих, как и 21, следовали за 3 5.

Ос 2

1 Стих примыкает к стиху 10 главы 1.

2-23 Обращение к детям Гомери символизирует обращение Бога ко всем сынам Израиля. Увещания Бога полны любви, хотя любовь Его была поругана. Бог пытается вернуть неверную, посылая кары для ее вразумления. Он достигает Своего, берет ее опять к Себе, как невесту во дни юности (14, 15), и осыпает ее щедрыми дарами.

2 Суд - образ, часто встречающийся у пророков (ср 41; Ис 3 1 3; Мих 6 1; Иер 2 9 и т. д.). Здесь Сам Бог призывает на суд Свой неверный народ. "Судитесь с вашей матерью" означает: не следуйте ее примеру.

3 Юридический обычай разоблачать на суде донага виновную жену существовал в ту эпоху на Ближнем Востоке (ср Иез 16 37-39; Ис 47 2-3; Иер 13 22; Наум 3 5; Откр 17 16). "Не сделал ее пустыней": переход от жены к ее символу - земле. Богатства Ханаана, бывшие причиной греха Израиля (10 1; 13 6), должны погибнуть (4 3; 5 7; 9 6; 13 15).

5-6 "Любовники" - ваалы, ханаанские боги, культ которых прельщал израильтян. Религия плодородия, обещавшая процветание земли, обладала большой притягательностью для народа.

7-13 Невзгоды заставляют неверную жену раскаяться. Так и Израиль, сталкиваясь с бедствиями, должен задуматься над вопросом, кто дает ему жизнь и мир.

14 Бог вывел народ Свой из пустыни, но теперь Он приведет его снова туда, чтобы "неверная жена" вспомнила о своей любви и раскаялась.

15 Долина Ахор, вблизи Иерихона, была известна как место, где Ахан был побит камнями за свою неверность (Ис Нав 7 24-26). Даже эта долина бедствия станет дверью надежды, входом в обновленную св. Землю.

16 Имя "Ваали" (баали) - "Господин мой" - давалось мужу. В древних книгах оно входило в состав многих имен собственных, напр, Ешбаал (1 Пар 8 33), Мериббаал (1 Пар 9 40), что не было связано с идолопоклонством. Ягве был "Баал", которому посвящался носящий это имя. В более же позднюю эпоху употребление слова "баали" стали рассматривать как проявление нечестия (ср Суд 2 13). Поэтому и говорит Осия: "Удалю имена Ваалов от уст ее" (ст 17). Переход от обращения "Господин мой" к обращению "муж мой" указывает, что ударение ставится не на подчинении жены мужу, а на интимном характере любви (ср Ин 15 15).

18 "Жить в безопасности" - возвещение мессианской эры, эры правды и святости. Бог возвратится, чтобы обитать со Своим народом и будет осыпать его благодеяниями (ср Лев 26 3-13; Втор 28 1-14). Небо "даст дождь" во время свое, а земля - плоды в изобилии (Ос 2 21-22; 14 8-9; Ам 9 13; Иер 31 12, 14; Иез 34 26. 27, 29; 36 29-30; Ис 30 23-26; 49 10; Иоил 2 19. 22-24; 3 18; Зах 8 12). Израиль не будет изгоняем из земли своей (Ам 9 13; Ис 65 21-23; ср Втор 28 30-33). и враги не будут более овладевать ею (Мих 5 4; Ис 32 17-18; Иоил 2 20; Иер 46 27). Бог заключит союз со зверями (Ос 2 18; Иез 34 25. 28). Под эгидой Царя Мессии (Ис 9 5-6; Зах 9 10) мир распространится на все народы (Ис 24= Мих 4 3). Даже "смерть будет поглощена навеки" (Ис 25 7-8), и радость сменит страдание и слезы (Ис 65 18-19; Вар 4 23, 29; ср Откр 21 4).

19-20 Слово "обручать" применяется в Библии только к девственницам. В переносном смысле это означает, что Бог совершенно изглаживает прошлое Израиля, создает как бы новую тварь. В выражении "обручу в правде" то, что следует за предлогом "в", означает выкуп, который жених дает за невесту (та же конструкция в 2 Цар 3 14). Бог дарует Израилю при этом обручении не материальные блага древнего союза (2 8), а внутреннее расположение, чтобы народ был теперь верен Союзу-Завету. Здесь уже намечается заключение нового и вечного Союза-Завета (ст 19 - "навек"), "закон, написанный на сердцах", "новое сердце", "новый дух", о которых вскоре возвестят Иеремия (31 31-34) и Иезекииль (36 26-27).

"Благость" (евр хесед) - выражает идею связи, обязательства. В мирском употреблении оно является синонимом дружбы, солидарности, лояльности, особенно когда речь идет о союзе. В религиозном смысле "хесед" означает верность Бога Своему Завету и Его милосердие (Бог многомилостивый - Исх 34 6), иными словами - любовь Бога к Своему народу (Пс 136 1-26; Иер 31 3 и т. д.) и благодеяния, в которых она часто проявляется (Исх 20 6; Втор 5 10: 2 Цар 22 51; Иер 32 18; Пс 18 51). "Хесед" Бога вызывает у человека ответное чувство, т. е. доверчивую любовь, побуждающую предаться в руки Божии, благочестие, радостное повиновение воле Божией и любовь к ближнему (Ос 6 6). Этому идеалу, выраженному во многих псалмах, следуют в частности "хасидим" - благочестивые, верные Закону (1 Макк 2 42).

Ос 3

1-3 Второй вариант рассказа о неверной жене. В нем встречаются новые подробности: говорится о брачном выкупе, который пророк согласно обычаю внес отцу невесты, и о том, что Осия заклинал жену быть ему верной.

5 После обращения народа и его примирения с Богом явится потомок Давида, т. е. Мессия. Это произойдет уже после падения царства, когда долгое время в Израиле не будет царя и прервется служение в храме.

Ос 4

1 Как Бог исполнен милосердия, так и человек должен быть милосердным. Только тогда он сможет претворять в жизнь истинную религию, которую пророк называет Богопознанием.

4 "Спорящие (евр судящиеся) со священником" - указание на священников, не исполняющих достойно своих обязанностей (ср 6 9; Иер 2 8; 6 13; Мих 3 11; Соф 3 4; Мал 1 6-29).

12-14 "Блудом" (евр зенут, т. е. разврат) называются здесь чувственные обряды культа плодородия. "Дерево" и "жезл" - религиозные символы этого культа, совершаемого в священных рощах.

15 "Беф-Авен" - ироническое название, данное Вефилю (Бет-эль). Бет-эль значит Дом Божий, Бет-авен - Дом позора. "Жив Господь" - религиозная клятва, которую недостойны произносить отступники.

Ос 5

1 Массифа и Фавор были, как полагают, центром полуязыческого культа северян.

6 Нарушение Завета ведет к утрате общения с Богом.

8 Трубный звук оповещал о нападении неприятеля.

9 "Я возвестил это" - т. е. несчастья, которые постигнут Израиль: пленение, разделение территории (4 Цар 15 29), падение Самарии и крушение царства Израильского (4 Цар 17 5-6).

10 "Подобны передвигающим межи" - имеется в виду проникновение Иуды в Израиль. Второзаконие (19 14, 27 17) запрещало "нарушать межи", которые "положили предки", ибо территория Земли Обетованной была распределена согласно повелению Божию (Ис Нав 13 6).

13 Тщетные надежды Ефрема на поддержку ассирийцев. "Царь Иарев" - вероятно не собственное имя, а прилагательное от слова "рав" (многий, великий).

Ос 6

1-3 Народ исполняется покаяния и стремится найти вновь путь к Богу.

4-6 Ответ Бога. Одного возвращения к Господу недостаточно. Нужно исполниться милосердия, ибо для Бога оно ценнее всех жертв.

Ос 7

3 От начала Северного царства до 737 г (год умерщвления Факея) было убито 7 царей. Здесь пророк имеет в виду заговор: убийцы скрывают свое намерение, пируют с царем и князьями всю ночь, а когда они напиваются, убивают их. Такая смерть постигла Илу (3 Цар 16 9-10).

Ос 8

1 "Дом Господень" означает здесь не храм, а Землю Обетованную, удел Ягве (ср 9 15).

4 Осия видимо не осуждает установления царской власти в Самарии, хотя вероятно опасается, что цари Северного царства будут противодействовать законной династии Давида в Иерусалиме. Он порицает перевороты, постоянно происходившие в то время по чисто земным побуждениям.

9 "Приобретал подарками расположение" - имеется в виду подать, взимаемая царем Ассирийским (5 13; 7 11), и может быть подарки, посылаемые в Египет. "Расположение" (букв. евр "любовников") - подразумеваются не "иные боги", а языческие державы. Заискивание Израиля перед ними равносильно прелюбодеянию: ибо так поощряется культ языч. богов. Это "расположение" свидетельствует, что Израиль недостаточно уповает на Господа, его единственного Спасителя (ср Ис 30 1-5; 32 1-3).

Ос 9

2 "Надежда на виноградный сок обманет их" - причина "обмана" объясняется в след. стихах: они не воспользуются вином, т. к. будут уведены в плен.

3-6 Всякая чужая земля нечиста, ибо осквернена идолами. Израиль будет лишен возможности совершать богослужения в землях ассирийцев и египтян и будет есть пищу, воспрещенную Законом (ср Ам 7 17; 1 Цар 26 19).

9 "Во дни Гивы" - времена царя Саула, резиденцией которого была Гива.

10 "Пошли к Ваал-Фегору" - богу моавитян, которому израильтяне стали поклоняться во времена Моисея (Числ 25 3). Неверность Израиля проявилась уже при вхождении в Землю Обетованную и легла тяжким бременем на всю его историю.

15 Речь идет, очевидно, о непослушании Саула в Галгале (1 Цар 13 7-14; 15 12, 33), следствием которого были "злые дела" вождей.

Ос 10

1 Благоденствие богатой страны Ефрема не только не вызвало у него благодарности к Богу, но склонило к идолопоклонству.

3 Намек на узурпации, описанные в 4 Цар 15-17.

8 При виде грандиозной катастрофы они хотят, чтобы скорее наступил конец мира. Христос употребляет это выражение в том же смысле (Лук 23 30; ср Откр 6 16).

11-12 Замысел Божий о Ефреме: ему была поручена миссия, описанная с помощью метафоры засеивания и жатвы; смысл ее: воцарение справедливости и любви, взыскание Бога. Но Ефрем не оправдал надежды, которую Бог возлагал на него (ст 13).

Ос 11

Эта глава параллельна 1-3. Сравнив отношения Израиля к Богу с оскверненной брачной любовью, пророк говорит теперь о попранной любви отеческой. Отметим, что уже в первых трех главах дети связаны с матерью. С самого начала (1 2) обе темы соединены.

1 Первая фраза стиха дополняет последний ст гл 10. "Когда Израиль был юн..." - здесь впервые намечается тема любви Божией, являющейся причиной избрания Израиля; она развивается во Втор 4 37; 7 7-9; 10 15 и т. д. Согласно Осии, подлинная история Израиля начинается с Исхода. Пребывание в пустыне рассматривается в 11 и 2 14-18 как ее идеальный период. История же праотцев представляется пророку в не совсем благоприятном свете (12 4-5, 13).

8-9 Народ заслужил жестокую кару, но любовь Божия велика и обетования непреложны. Он помилует отступников и, проведя их через горнило испытаний, вернет Себе.

9 "Среди тебя - Святый" - трансцендентность Бога утверждается с особой силой. Но в противоположность тому, что говорится в более древних (Исх 19 16-20; 2 Цар 6 6-8 и т. д.) или более поздних книгах (Ис 6 1-5), здесь она не устрашает: Бог предстает как любящий Отец. Святость Божия проявляется в Его всепрощающем милосердии, тогда как человек часто не сдерживает своего гнева.

Ос 12

Патриарх Иаков представлен в этой главе как прототип всего народа. Праотец как бы продолжает жить в своих потомках, а они уже присутствовали в нем (ср Евр 7 9 сл).

6 Слова, обращенные Богом к Иакову, относятся в то же время и к народу, происшедшему от него.

7-8 Израиль приравнивается к проклятому Богом Ханаану (Быт 9 25), имя которого - синоним торгаша.

Ос 13

4 Ссылка на Десять Заповедей.

9-11 Царь, не соблюдающий Закона, обречен. Монархия была основана в те дни, когда Израиль отступил от Бога; падение ее тоже произошло в дни неверности.

13 Здесь впервые употребляется метафора мук рождения для описания бедствия, угрожающего народу (ср Иер 6 24; 22 23; Ис 26 17; 66 6-7 и т. д.). Сравнение (ст 13) указывает, что бедствие ниспослано по замыслу Божию для обращения грешника; оно могло стать источником новой жизни (рождение ребенка). Но Ефрем - сын неразумный - не покидает материнского лона и этим обрекает себя.

14 "Ад" (евр. шеол) - преисподняя.

"Искуплю", т. е. приобрету для Себя, освобожу для Себя дорогой ценой. Смерть окажется бессильной перед могуществом Божиим. В этом ст, относящемся ко Дню спасения, содержится прообраз Христовой победы над смертью (1 Кор 15 55).