Краткий толкователь

Мф 1

1 1 Родословие разделено на три эпохи; каждая из них представлена четырнадцатью именами предков Иосифа, потомка Давидова, обручника Девы Марии, см. Лк 3 23-38.

1 16 Христос - греческое слово, означающее то же, что и еврейское Мессия, т. е. Помазанный, освященный святым помазанием.

1 17 Это родословие дано в схематической форме, и не исчерпывает всех предков Иисуса Христа. Цель евангелиста - показать, что вся история избранного народа, начиная от Авраама, ведет ко Христу, обетованному Спасителю мира.

1 18 Обручение. Иосиф и Мария были обручены в момент девственного зачатия Иисуса Христа. Обручение было ненарушимо, как и брак. Его расторжение могло лишь быть по установленной в Законе Моисеевом форме. Втор 22 23. 24.

1 21 Иисус (евр. Иешуа) означает: "Господь (Ягве) - Спасение".

1 23 Еммануил (евр.) - "с нами Бог".

1 25 Как наконец. Из этого нельзя заключать, будто Пресв. Богородица не осталась Приснодевой и после рождества Иисуса Христа. Ибо на языке Библии этим выражением отрицается сказуемое только по отношению к прошедшему, но не утверждается по отношению к будущему. Так и в книге Бытия говорится, что ворон, выпущенный Ноем из ковчега, не прилетал, "доколе не иссякла вода на земле", (Быт 8 7); но позже он, конечно, тоже не прилетал. - Первенца. Из этого слова также не следует заключать, будто у Пресв. Девы, кроме Иисуса Христа, были еще другие дети. Ибо у Евреев и единородные сыновья по Закону уподоблялись перворожденным.

Мф 2

2 1 По данным современной исторической науки Иисус Христос родился за 6 или 7 лет до начала нашей эры; см. хронологию. - Волхвы. Восточные мудрецы, занимавшиеся разными науками, в частности, астрономией и астрологией; в Вавилоне, Мидии и Персии они назывались "магами", что наши переводчики передали словом "волхвы". Евангелие не дает точного указания о числе их и происхождении. Древнее предание, именующее их царями, восходит еще к 1-му веку.

2 11 Поклонение волхвов не происходило в пещере. Дары. Золото - как царю; ладан - как Богу; смирну - как смертному человеку. - Смирна. Широко распространенная на Востоке благовонная, добываемая из растений, мазь, имеющая силу предохранять тело от гниения.

2 15 Ос 11 1 - Пророк говорит об Израиле, прообразе Мессии, которого Бог призвал из Египта.

2 16 По всей вероятности было всего двадцать-тридцать невинных жертв.

2 18 Рама - место погребения Рахили и место отведения в пленение Вавилонское Израиля, после разрушения Иерусалима в 586 г. до

2 23 Суд 13 5 - Назореем. В Евангелии встречаются два сходных, но разных по значению, слова: Назарянин, т. е. человек родом из Назарета, и Назорей, т. е. Еврей, с детства посвященный Богу, согласно обету "назорейства"; это своего рода монашество было установлено правилами книги Чисел (гл. 6); см. также Ис 11 1. Иисус Назорей (евр. Ноцри) исполнил пророчество Исаии, возвестившего, что он будет отраслью (евр. нецер) от корня Иессея, отца Давида.

Мф 3

3 1 Это происходило осенью 27 г. по Р. Х. (780 г. от основания Рима).

3 3-4 Стезя - тропинка, или узкая дорога. - 4 На чреслах, т. е. на бедрах. - Акриды - съедобные палестинские стрекозы.

3 9 Отец у нас Авраам. Племенные преимущества заменяются, с появлением Мессии, личными качествами. - Из камней сих. Образное выражение, обозначающее закоренелых язычников.

3 11 Духом Святым. Он изольет в души людей дары Духа Святого, Который, подобно пламени, очистит их от скверны и представит праведными перед Богом.

3 13 Крещение Иисуса Христа происходило в начале 28 г. по Р. Х. (781 г. от основания Рима). Иисусу шел 31 г.

3 15 Всякую правду - исполнить во всем волю Отца.

3 16-17 Впервые открывается людям тайна Пресвятой Троицы.

Мф 4

4 1 Для искушения. Искуситель хочет вызвать Христа на то, чтобы Он прибегнул к Своей сверхъестественной силе для служения человеческим целям, как утоление голода, приобретение славы, удовлетворение честолюбия.

4 23 Исцеляя. Чудесами Христос доказывает, что Он послан от Бога.

Мф 5

5 3 Нищие духом - все те, сердце которых отрешено от благ земных.

5 4 Плачущие, то есть те, кто с терпением и в духе покаяния переносит все невзгоды настоящей жизни.

5 5 Землю. Все блаженства заключаются в обладании Царством Небесным (упомянутая здесь обетованная земля есть символ этого Царства) и его благами.

5 6 Алчущие и жаждущие правды, то есть совершенства, или святости.

5 8 Чистые сердцем, то есть чуждые всякого греха.

5 9 Миротворцы - те, которые, любя мир для самих себя, работают на то, чтобы мир царствовал и среди других.

5 18 Иота - йод, самая малая буква еврейского алфавита.

5 22 Рака - пустой человек - Синедрион - верховное судилище. Геенна огненная. Так называлась в древние времена долина к юго-востоку от Иерусалима, где, со времен Соломона, Евреи, впавшие в идолопоклонство, закалывали детей в жертву Молоху. Впоследствии, обратившись опять к вере отцов, Евреи так возненавидели это место, что стали из всех окрестных селений выбрасывать туда мусор и нечистоты, для уничтожения которых в долине поддерживался постоянный огонь. Отсюда и название "геенна огненная". Во времена Иисуса Христа это выражение стало символом места вечного осуждения или ада.

5 31-32 В Ветхом Завете допускался развод в случае измены со стороны жены. Против этого обычая Иисус Христос устанавливает безусловную нерасторжимость христианского, завершенного супружеским сожительством, брака. Он допускает лишь разлучение супругов по уважительной причине, какова например, неверность жены. Но и в этом случае разлученные не могут вступать в новый брак, пока жива другая разлученная сторона.

5 38-42 Христианин должен с терпением сносить обиды, а не мстить за них; он должен иногда отказываться от личного законного права, быть жертвой несправедливости, воздавать добром за зло, чтобы любовью обезоружить врага. Приведенные примеры нельзя всегда истолковывать буквально, не считаясь с особенностями отдельных случаев. В частности, христианин должен отстаивать свои права во всех тех случаях, когда, отказываясь от них, он очутился бы в невозможности исполнить обязанности по отношению к Богу, семье, ближним или обществу. Но и тогда он должен действовать в духе любви, без чувства ненависти и мести. Кроме того, благожелательное отношение к злому человеку, имеющее свой смысл в его будущем исправлении, не должно никогда превращаться в снисхождение к злу, как таковому.

5 41 Поприще - мера расстояния: около 1480 метров.

5 48 Христос призывает всех христиан стремиться к самой совершенной жизни, на которую, с помощью Божией, они способны, и никогда не ставить предела этому стремлению.

Мф 6

6 2 Они уже получают награду свою. Они хотят быть на виду и действительно находятся на виду. Тем самым они уже получили награду, которой они желают, и нечего им ждать другой от Бога. Также и дальше ст. 5 и 16.

6 25-34 Спаситель не запрещает труд и предусмотрительность. Он осуждает только суетливое беспокойство, несовместимое с тем доверием, которое мы должны питать к попечению о нас Отца нашего Небесного.

Мф 7

7 1 Не судите, неблагожелательно; да не судимы будете, т. е. да не будете осуждены Богом.

7 6 Снисходительность в наших суждениях не должна скрывать от нас необходимости соблюдать благоразумие в нашем поведении; нельзя давать святыни (святого учения, таинств) недостойным людям.

7 29 Фарисеи составляли особую еврейскую религиозную секту, все сводившую к возможно более строгому соблюдению предписаний Закона. Они отличались узким формализмом и мелочностью. Мессию, т. е. обещанного Богом Спасителя, они представляли себе как политического вождя, который освободит еврейский народ от подчинения язычникам - Римлянам.

Мф 8

8 10 И в Израиле. Сотник был язычником. Однако, он дает Иудеям пример веры и смирения.

8 12 Сыны царства, Иудеи, как избранный народ, имели преимущественное пред язычниками право на участие в царстве Мессии.

8 20 Сын Человеческий. Это название заимствовано из книги пророка Даниила (7 13), видевшего грядущего Мессию в подобии сына человеческого. Применяя это название к Себе, Иисус Христос указывает на то, что Он Мессия.

8 22 Предоставь мертвым... Предоставь заниматься мирскими делами тем, кто живет одними мирскими заботами. Возвещать Царство Божие является первым долгом всякого, удостоившегося этого особого великого призвания, см. Лк 9 60.

8 28 Из гробов - из естественных или вырытых пещер, служивших могилами.

8 31 Бесноватые, о которых здесь идет речь, были действительно одержимы злым духом. Но не следует принимать за бесноватого всякого душевнобольного.

Мф 9

9 3 Богохульствует, присваивая себе власть, которая свойственна только Богу: отпускать грехи. Исцеляя расслабленного, Христос доказывает, что Он действительно обладает этой властью.

9 10 Возлежал. По древнему обычаю, сохранившемуся и до сих пор у восточных народов, во время еды не сидят, а лежат на коврах и подушках. - Мытари - сборщики податей. Плохо налаженная система сбора пошлин позволяла им совершать частые вымогательства; вот почему слово мытарь связывается обыкновенно со словом грешник.

9 15 Отнимется. Спаситель указывает на Свою смерть и на вознесение на небо после воскресения.

9 16-17 Новый дух Евангелия несовместим со старыми предписаниями Синагоги.

9 23 По обычаю Иудеев того времени, в обрядах погребения принимали участие свирельщики и наемные плакальщицы.

Мф 10

10 2 Называемый Петром. Сам Господь назвал Симона Петром. Евангелист Матфей повествует дальше (16 16-19), по какой причине.

10 4 Иуда Искариот только у Ев. Иоанна обозначается полным именем "Иуда, сын Симона, Искариот" (13 2). Искариот - прозвище по месту происхождения Иуды или его отца, ибо означает по-еврейски "человек из Кариота".

10 15 Земле Содомской и Гоморрской. Города Содом и Гоморра оба были разрушены небесным огнем во времена Авраама, в наказание за преступления жителей (Быт 19). Однако, в очах Божиих эти преступления являются менее тяжкими, чем отказ от веры в Евангелие.

10 23 Приидет. Христос имеет в виду "пришествие" кары Господней, разрушение Иерусалима в 70 г., уничтожение Синагоги и рассеяние избранного народа.

10 28 В геенне. См. Мф 5 22.

10 29 Ассарий - мелкая римская монета.

10 32 Исповедает, т. е. будет исповедовать. Исповедовать Христа значит утверждать перед всеми, что Он - Сын Божий, и открыто признавать себя Его учеником.

10 34 Мир. Хотя учение Христа больше всего способствует установлению мира на земле, однако, так как не все захотят принять Его учение и исполнять его, оно окажется, в действительности, новым источником раздоров и вражды, даже в недрах одной и той же семьи. Эти слова Христовы относятся также, в сугубой степени, к общественной, государственной и международной жизни, в которой также неизбежно будет царить меч, а не мир, пока люди и тут не будут следовать на деле учению Спасителя.

Мф 11

11 1 В городах их, то есть в Галилее.

11 3 Который должен придти, то есть обетованный (обещанный) и ожидаемый Мессия.

11 5 Прозревают. Чудеса, совершаемые Иисусом Христом, являются именно теми, по которым люди должны узнать Мессию. Ср. Ис 35 5-6; 61 1.

11 6 Кто не соблазнится о Мне. Иудеи ошибочно думали, что Мессия восстановит политическую независимость их народа и будет править, как земной царь.

11 11 Иоанн Предтеча принадлежит Ветхому Завету, в котором является самым великим праведником. В силу освящающей благодати, меньший Нового Завета может возвыситься до святости большей, чем святость самых великих праведников Ветхого Завета. Таким образом, исходя из праведности Предтечи, Христос доказывает превосходство Нового Завета над Ветхим.

11 12 Употребляющие усилие. Тот, кто, будучи послушен призывам Христа и Предтечи, употребляет усилия над самим собой и усердно преобразует всю свою жизнь.

11 19 Чадами ее - чадами премудрости. Мудрые - это ученики Предтечи и Иисуса Христа, понявшие их образ действий и оправдывающие их перед клеветниками.

11 27 Христос дает понять, что Он не только Мессия, но в то же время Сын Божий и Бог, в точном значении этого слова.

Мф 12

12 2 В субботу. По Закону Моисея, в этот день, посвященный Богу, предписывался отдых. Дом Божий - алтарь, главная часть храма, где Бог обнаруживал Свое присутствие, и где Ему воздавалось особое почитание. - Хлебы предложения, положенные на жертвеннике в святилище.

12 24 Веельзевул, по-еврейски - бог или владыка навоза. Под навозом же понимается идолопоклонство.

12 31 Хула на Духа, в данном случае, заключается в том, что, несмотря на явные доказательства, фарисеи с упорством приписывают нечистому духу чудеса, которые Христос совершает силою Духа Святого. Это грех явного богохульства и бесстыдного противления очевидной истине, упорство против голоса совести и внушений благодати.

12 39 Прелюбодейный - неверный союзу, заключенному с Богом.

12 40 Этими словами Иисус Христос предсказывает Свое воскресение.

12 41 Ниневитяне - жители Ниневии, столицы Ассирийского царства. Устами пророка Ионы Бог угрожал разрушить Ниневию, если жители ее не покаются. Ниневитяне покаялись, и Бог помиловал их.

12 42 Царица Южная, - Савская, приезжавшая к Соломону с подарками из Аравии или из Эфиопии (точных данных о ней не имеется, см. 3 Цар 10).

12 46 Братья Его. В тогдашнем разговорном языке, как и в Св. Писании, словами "братья" и "сестры" часто обозначались двоюродные братья и сестры. Выше естественного родства стоит родство духовное, средоточием которого является Иисус Христос.

Мф 13

13 13 Добросовестные, покорные и прямые души поймут без труда глубокий смысл притчей, и Сам Спаситель им в этом поможет. Наоборот, непокорные и лукавые души притчей не поймут или не захотят принять содержащегося в них учения. Это верно также в отношении тех, кто в наше время читает Евангелие.

13 25 Плевелы - сорная трава.

13 31-33 В притче о зерне горчичном Иисус Христос изображает внешнее развитие Царства Божия от незначительных зачатков до распространения по всему миру; в притче о закваске Он говорит о его внутренней, благодатной силе, преображающей мир.

13 36-42 Из притчи о плевелах, как и из притчи о неводе (47-50) явствует что, пока Царство Божие будет развиваться на земле, в нем будут находиться и добрые и злые и что окончательная победа добра над злом произойдет только в жизни вечной.

13 44-46 Притчами о сокровище на поле и о жемчужине Иисус Христос внушает нам высокое представление о ценности благодатных даров Царства Божия.

13 54 Отечество Свое - Назарет, город, где Он вырос.

13 55-56 Братья, сестры. См. выше 12 46.

Мф 14

14 1 Четвертовластник - правитель четвертой части Палестины.

14 25 В четвертую стражу. Иудеи, по примеру Римлян, разделяли ночь на четыре "стражи", по три часа в каждой: 1-я - с 6 до 9 вечера. 2-я - с 9 до полуночи, 3-я - с полуночи до 3 ч. утра и 4-ая - с 3 до 6 ч. утра.

Мф 15

15 2 Предписания о законной внешней чистоте занимали в раввинском законодательстве гораздо больше места, чем обязанность соблюдать внутреннюю чистоту, чистоту совести.

15 5 Дар. По учению фарисеев, достаточно было человеку в уме посвятить Богу часть своего имущества, и тогда эту часть нельзя было употреблять ни в чью пользу. Значит, чтобы избавиться от обязанности помогать родителям, достаточно было посвятить в уме Богу все то, чем им можно было бы помочь.

15 22 Хананеянка. Хананеяне были потомками народа, жившего в Палестине в то время, когда Евреи, по выходе из Египта, пришли в Палестину и там обосновались. В то время Палестина называлась землей Ханаанской.

Мф 16

16 2 Вёдро. Ясная погода.

16 18 Ты - Петр. Имя Петр, по-гречески Петрос, по-арамейски Кифа, обозначает "камень", "скала". Христос высказывает Свое намерение, осуществленное после воскресения, поручить Петру верховное служение в Церкви. Волею Христа-Главы Апостол Петр должен будет иметь участие в свойстве Спасителя быть камнем (скалою, утесом), на котором положены основания Церкви - все Апостолы. Так понимали этот текст великие Учители и Отцы Церкви. Св. Григорий Богослов: "Из Христовых учеников, которые все были высоки и достойны избрания, один именуется камнем, и ему поверяются основания Церкви" (Слово 32-ое. Творения св. Григория Богосл., том. I, изд. Сойкина, СПБ, 1912. стр. 472). Св. Иероним: "Из двенадцати избирается один для того, чтобы, поставив главу, уничтожить повод к расколу" (Против Иовиниана, кн. I. Твор. св. Иеронима, Киев, 1903, ч. IV, стр. 171). Указывая на это обещание, св. Иоанн Златоуст говорит о Петре: "Таков был Петр, верховный в сонме их, уста всех Апостолов, глава того братства, предстоятель всей вселенной, основание Церкви... (Творения, Изд. С.-Петерб. Дух. Академии, т. VI, СПБ, 1900, стр. 571).

16 22 Да не будет этого с Тобою. Петр, говоривший незадолго перед этим по внушению Отца Небесного, теперь снова подчиняется чисто человеческим чувствованиям.

16 25 Душу, т. е. жизнь.

Мф 17

17 4 Куща значит шатер, палатка, или шалаш.

17 12 Илия пришел. Уже раньше Христос объявил, что Иоанн Креститель "есть Илия, которому должно придти" (Мф 11 4). Второе пришествие Илии перед появлением Мессии, указанное у пророка Малахии (4 5), Иудеи понимали в буквальном смысле. Судьба Илии, преследуемого Аховом и Иезавелью (3 Цар 19 1-4), предзнаменовала судьбу св. Иоанна Предтечи, пострадавшего от Ирода и Иродиады, а смерть самого Иоанна Крестителя есть прообраз смерти Иисуса Христа.

17 24 Дидрахма. Монета, стоимостью в две драхмы, определенная дань на Храм, которую каждый Иудей, достигший двадцатилетнего возраста, должен был платить ежегодно.

17 27 Статир - две дидрахмы, т. е. налог с двух Иудеев.

Мф 18

18 8 Рука твоя. Рука, нога, глаз указываются здесь как символ того, что нам дороже всего; лучше отречься от всего этого, чем потерять Царство Небесное.

18 9 В геенну огненную. См. выше 5 22.

18 20 Во имя Мое. Собранными во имя Господа могут называться только те, которые остаются верными Ему и основанной Им Церкви.

18 24 Талант - крупная денежная единица, приблизительно семь тысяч динариев.

18 28 Динарий - римская серебряная монета.

Мф 19

19 9 Кто разведется. См. выше 5 31, 32.

19 12 Сделали сани себя скопцами, в нравственном смысле, соблюдая добровольно безбрачие и воздержание ради Царства Небесного.

19 17 Никто не благ. Этим ответом Господь хочет возвысить мысли юноши и привести его к тому, чтобы он поставил себе вопрос: не Бог ли сей "Благой Учитель? ".

19 24 Это образное выражение употреблялось у многих восточных народов для обозначения трудно осуществимого. Человеку, пристрастившемуся к богатствам, чрезвычайно трудно войти в Царство Небесное.

19 28 В пакибытии, то есть в "возрождении", новой, будущей жизни.

Мф 20

20 1-16 В этой притче Иисус Христос учит, что Царство Небесное является не только наградой, но и свободным даром преизбыточествующей благости Божией, бесконечно превышающим всякую меру нашего труда.

20 20 Сыновей Зеведеевых - Апостолов Иакова и Иоанна.

Мф 21

21 5 Подъяремной - носящей ярмо.

21 12 Продающих. Они продавали плоды и животных, необходимых для жертвоприношений, совершаемых в Храме.

21 17 В Вифанию - к Своему другу Лазарю. 

21 33 Точило - яма, в которой давили виноград.

21 33-41 Хозяин дома - Бог; виноградник, предмет стольких забот, - Еврейский народ; отлучился, отлучение - ощущаемое отсутствие Бога; плоды - вера, благочестие и добродетель; сын - Иисус Христос, Которого Иудеи вывели из Иерусалима на распятие; другие виноградари - язычники, которые, войдя в Церковь, станут народом Божиим.

Мф 22

22 11 Брачную одежду - символ чистоты совести, без чего нельзя быть допущенным в Царство Небесное.

22 16 С иродианами - партия Иудеев, приверженцев Ирода.

22 21 Кесарево кесарю. Принимая римскую монету, вы, тем самым, признаете владычество кесаря; поэтому давать ему подать позволительно и справедливо. Явное утверждение различия между двумя властями: гражданской и церковной, светской и духовной.

22 23 Саддукеи, противники фарисеев, не верили в воскресение мертвых, в существование Ангелов и бесов и в Промысл Божий.

22 45 Господь... сын. Мессия - потомок Давида по плоти, но Он его Господь по Божеству. Фарисеи отказываются от этого вывода, который, однако, является для них неизбежным.

Мф 23

23 2 На Моисеевом седалище. Книжники и фарисеи продолжают дело Моисея - учить народ закону Божию.

23 5 Хранилища - повязки на лбу и на руках со словами из Закона. Воскрилия - края одежды. Расширением хранилищ и увеличением воскрилий одежд тщеславные фарисеи хотели показать свое превосходство в точном соблюдении предписаний Моисеева Закона.

23 14 Поедаете домы вдов. Вы обираете их, требуя от них чрезмерных приношений.

23 15 Геенны. См. выше 5 22.

23 23 Мяты, аниса и тмина - лекарственные растения.

Мф 24

24 3-44 Ученики спрашивают о сроке разрушения Храма и о предзнаменованиях кончины мира, которая, по их ошибочному мнению, связана с разрушением Храма. Так как уже в самом вопросе учеников речь идет об этих двух событиях, также и в ответе Иисуса Христа некоторые черты относятся к близкому разрушению Иерусалима, (который действительно был разрушен Римлянами в 70 г.), другие к концу мира и ко второму славному пришествию Спасителя. Господь намеренно не уточняет исторической перспективы этих событий, чтобы мы, не зная ни дня их наступления, ни часа, были более бдительными.

24 15 Мерзость запустения - осквернение Храма.

24 34 Род сей - относится к современникам Христа; все сие, как и стих 33, относится не к концу мира, а к разрушению Иерусалима.

Мф 25

25 15 Талант. См. Мф 18 24.

Мф 26

26 2 Пасха... Ежегодный праздник еврейского народа в память выхода из Египта под предводительством Моисея и чудесного перехода Чермного (Красного) моря. Пасха, по-еврейски, значит переход, перемена места.

26 7 Миро - состав из разных благовонных веществ.

26 17 День опресночный. В течение семи дней праздника Пасхи было запрещено вкушать квасный (на дрожжах) хлеб; ели, стало быть, только пресный хлеб. - Приготовить пасху. Речь идет об особом ужине, во время которого соблюдались определенные религиозные обычаи.

26 26 Приимите, ядите. Господь устанавливает таким образом таинство Евхаристии (Причащения), благодаря которому, таинственным образом, будет возобновляться на протяжении веков жертва, которую Он собирается принести на кресте для искупления человечества.

26 39 Чаша. Чаша, наполненная горьким напитком, - образ страданий и испытаний.

26 49 Радуйся - обычная форма приветствия.

26 61 Храм Божий. Иисус Христос предсказывает этим Свое воскресение; храм Божий - Его собственное Тело.

26 65 Разодрал. Евреи раздирали верхнюю одежду, когда слышали богохульство, когда узнавали о каком-нибудь страшном преступлении или бедствии.

26 67 Заушали - ударяли, били. - По ланитам - по щекам.

26 73 Речь твоя. Судя по оборотам речи и по произношению, легко было догадаться, что Петр из Галилеи.

26 75 По поводу отречения Петра св. Ефрем Сирии говорит: "Князь учеников подпал поражению и искушению, дабы стать врачем раненых" (Творения, изд. Московской Дух. Акад., ч. VIII, Сергиев Посад, 1914, стр. 297).

Мф 27

27 1 Утро. Ночное заседание было незаконным и потому вынесенный приговор не имел силы.

27 2 Понтию Пилату, правителю. Только римские власти имели право выносить смертный приговор и отдавать приказ об его исполнении.

27 8 До сего дня. Речь идет о времени, когда было написано это Евангелие.

27 19 Не делай ничего праведнику Тому! букв. Ничего тебе и Праведнику Тому. т. е. не причиняй зла ни себе, ни Этому Праведнику неправедным осуждением.

27 27 В Преторию - во внутренний двор дворца правителя.

27 28 Багряницу. В насмешку воины дают Христу знаки царского достоинства: алую мантию (багряницу), венец и трость вместо скипетра.

27 34 Уксуса, смешанного с желчью. Пахучий напиток, который обыкновенно давали осужденным, чтобы их усыпить и сделать их менее чувствительными к мукам.

27 45 От шестого часа... до часа девятого - от 12-ти до 3-х часов дня.

27 58 Взяв тело. Иисус положен во гроб по способу, принятому у Иудеев. - Плащаницею, т. е. полотном.

27 65 Имеете стражу. В распоряжении еврейских духовных властей имелся, во время праздников Пасхи, отряд римских солдат для обеспечения порядка вокруг Храма.

Мф 28

28 1 Посмотреть гроб: дабы довершить погребение Христа, прерванное обязательным субботним покоем.

28 7 Предваряет вас, - идет прежде вас и ждет вас.