Краткий толкователь

Мк 1

1 3-6 Стези, чресла, акриды. См. Мф 3 3, 4.

1 22 Как власть имеющий. Книжники, уча народ, подтверждали свое толкование мнениями своих ученых предшественников. Христос учил прямо и непосредственно, как выразитель воли Бога Отца. См. Мф 7 29.

1 43 Потому что прокаженный нарушил Закон, запрещавший больным проказой появляться в людных местах.

1 44 Что повелел Моисей. По Закону, исцелившиеся от проказы должны были являться к священнику с установленным приношением для того, чтобы их выздоровление было засвидетельствовано. Тем самым они освобождались от предписаний Закона о прокаженных (Лев 14 2-32).

Мк 2

2 14 Левий Алфеев - то же лицо, что и Евангелист Матфей; см. 9 9, Лк 5 27.

2 15 Мытари. См. Мф 9 10.

2 19, 20 Сыны чертога брачного... Отнимется. См. Мф 9 15.

2 26 Хлебы предложения. См. Мф 12 4.

2 27 Суббота для человека. Когда предписание об еженедельном отдыхе несовместимо с большим благом для человека, оно утрачивает свою силу. Любовь и духовное благо всегда должны стоять на первом месте, чему и учит Спаситель в первых стихах следующей, 3-й главы.

Мк 3

3 5 И воззрев на них с гневом. Эти слова показывают, что Иисус Христос не мог относиться без "гнева" ко всякой моральной неправде (ср. изгнание торгующих из Храма). Это и подтверждает правильность чтения Мф 5 22: "гневающийся на брата своего напрасно"... Только гневающийся без достаточного морального основания "подлежит суду".

3 8 Идумея: страна, лежащая к югу от Святой Земли и населенная народом издревле враждебным Евреям. Из нее происходило семейство царя Ирода. - Тир и Сидон: знаменитые древние приморские города Финикии, страны отделявшей Галилею, родину Иисуса Христа, с запада и севера от Средиземного моря.

3 11 Духи нечистые, т. е. бесноватые. См. Мф 8 31.

3 21 Вышел из себя. Родственники Спасителя считают, что Он поступает безрассудно, предаваясь слишком долгим и утомительным трудам, не позволяющим Ему даже найти время для принятия пищи.

3 22 Веельзевул. См. Мф 12 24.

3 29 Хула на Духа Святого. См. Мф 12 31.

3 31-32 Братья... сестры. См. Мф 12 46.

Мк 4

4 24 Прибавлено будет. Чем радушнее разум ваш будет открыт для слов истины, тем больше дано вам будет разумения.

4 25 Слушающий и размышляющий о слышанном обогащает свой ум новыми знаниями. Не слушающий постепенно теряет, умственно и духовно, и то малое, что он уже знает.

4 26-29 Довольно человеку посеять в землю семя: оно само развивается в земле, ибо в нем есть жизнь. Так и Царствие Божие, посеянное в сердцах, само возрастает до жатвы присущею ему божественною силою.

Мк 5

5 1-20 Евангелист Матфей говорит о двух одержимых (8 28), Марк и Лука (8 27 слл.) о том одном, который по исцелении пожелал стать учеником Христовым.

5 2 Гробы. См. Мф 8 28.

5 11 Свиноводство было запрещено Израильтянам; но население этих местностей было смешанным, оно состояло из Евреев и язычников, стада владельцев соседей паслись вместе.

5 20 Десятиградие. Так называлась Заиорданская страна, пользовавшаяся самоуправлением под политическим надзором Римлян.

Мк 6

6 1 В Свое отечество, т. е. в Назарет.

6 3 Брат... сестры. См. Мф 12 46.

6 5 Не мог. Не потому, что у Спасителя недоставало бы для этого силы, а потому, что Он не находил там той веры, которую Он в других местах награждал чудесами.

6 8 Меди, т. е. медных денег.

6 11 Содом и Гоморра. См. Мф 10 15.

6 21 Тысяченачальник - начальник над тысячею и более воинов.

6 32, 45, 53 Пустынное место... Вифсаида... земля Геннисаретская. С западного берега Геннисаретского, или Тивериадского, озера, или "моря", находящегося в Галилее, северной части Святой Земли, Христос с учениками отправились в лодке на пустынный восточный берег озера, а оттуда вернулись обратно в Вифсаиду, на западном берегу, в родной город Петра, Андрея и Филиппа, расположенный недалеко от Капериаума. Окружающая эти города равнина и называлась землей Геннисаретской.

6 48 Четвертая стража. См. Мф 14 25.

6 52 Не вразумились. Даже чудо умножения хлебов не открыло глаз ученикам: они все еще на понимали, что Христос - Сын Божий.

Мк 7

7 11 Дар. См. Мф 15 5.

7 15-23 Этими словами Господь объявляет чистой всякую пищу. См. Мф 15 11-19.

7 26 Сирофиникияика. Города Тир и Сидон, о которых здесь идет речь (ст. 24 и 31), лежали в Финикии (см. примеч. к Мк 3 8), а Финикия входила в состав римской области Сирии. См. также Мф 15 21-22.

7 27 Детям, т. е. Израильскому народу; псам, т. е. язычникам.

Мк 8

8 10 Пределы Далмануфские, названы так евангелистом Марком по исчезнувшему с тех пор городку этого имени, расположенному близ города Магдалы, родины св. Марии Магдалины, на западном берегу Тивериадского озера: Евангелист Матфей называет ту же местность "пределами Магдалинскими" (15 39).

8 15 Закваска фарисейская - лицемерное благочестие; закваска Иродова - безбожное служение плотским похотям.

8 35 Душу, т. е. жизнь. Кто стремится к жизни вечной, тот должен быть готов безбоязненно пожертвовать своей земной жизнью, когда этого потребует исповедание Христа и Его Евангелия.

Мк 9

9 1 Христово обетование Апостолам сполна осуществилось только по сошествии на них Духа Святого в праздник Пятидесятницы.

9 5 Кущи. См. Мф 17 4.

9 13 Илия пришел. См. Мф 17 12.

9 29 Сей род, т. е. злой дух. Чтобы избавиться от греха, необходим личный подвиг - молитва и пост.

9 40 Ср. с Мф 12 30. Слова Христа у. Мф. относятся к делу личного спасения: кто не желает соединиться со Христом верою и благодатной любовью, тот тем самым враг Его, ибо человек может избирать только одно из двух - спасение или осуждение. У Марка речь идет об общественном служении учеников Христовых: кто не восстает явно против их учительского служения, тот тем самым предоставляет им известную свободу для проповеди Евангелия.

9 49 Огонь, как и соль, - очистительное средство, уничтожающее всякую скверну.

Мк 10

10 2-12 О разводе. См. объяснения к Мф 5 31-32.

10 18 Никто не благ. См. 19 17.

10 25 Игольные уши - можно понимать и в буквальном и в переносном смысле. "Игольными ушами" в древней Палестине назывались узкие ворота в городской стене, предназначенные для прохода пешеходов. Но каков бы ни был точный смысл этого выражения, ясно, что Господь настаивает на одной мысли - богатому трудно войти в Царство Небесное.

10 38 Пить чашу - образное выражение, обозначающее страдания и смерть. См. Мф 26 39.

10 47 Назорей, правильнее Назарянин. См. Мф 2 23.

Мк 11

11 14 Проклятие бесплодной смоковницы предзнаменует судьбу Иерусалима и народа Израильского.

11 28 Это делаешь, т. е. выгоняешь продающих и покупающих в Храме (ст. 15).

Мк 12

12 10-11 Пс 118 22-23. - Строители, отбросившие прочь нужнейший для возведения постройки камень, суть Иудеи, отвергшие Сына Божия. Но камень, ими отвергнутый, стал краеугольным камнем и опорою всего здания Церкви вселенской, составившейся как из Иудеев, так и из язычников.

12 42 Лепта - мелкая медная монета.

Мк 13

13 32 О том, как следует понимать эти слова Христа, св. Василий Великий пишет: "... умолчал Он о времени суда потому только, что не полезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностным в благочестии" (Против Евномия, кн. 4. Творения, часть 3-ья, Москва, 1811, стр. 135).

Мк 14

14 3 Миро. См. Мф 26 7. - Нард. Индийское растение, из которого выделываются ароматные мази.

14 22 О таинстве Евхаристии (Причащения) см. Мф 26 26.

14 28 Предварю. См. Мф 28 7.

14 47 Один из стоявших. - Апостол Петр, как это определенно сказано в Евангелии от Иоанна 18 10. Евангелие от Марка, ученика и спутника Апостола Петра, было написано с его слов; но Петр из смирения и скромности нигде не выставляет себя на первое место, как это видно также из сравнения повествования об исповедании Петровом в Кесарии Филипповой (Мф 16) с параллельным текстом Евангелия от Марка (8).

14 62 Я - краткое, ясное и торжественное заявление, что Христос есть Сын Божий.

14 65 По ланитам, т. е. по щекам.

Мк 15

15 25 По мнению некоторых толкователей, кажущееся несогласие этого показания с сообщением Евангелиста Иоанна 19 14 о том, что смертный приговор был произнесен Пилатом в часу шестом, устраняется допущением, что Марк разумеет здесь под "часом" трехчасовой период времени и что "третий час" означает, по обычному счету времени, промежуток времени от 9 до 12 часов. Ибо как ночь делилась на четыре "стражи", по три часа в каждой, так в обычае было, по-видимому, делить и день на четыре трехчасовых периода, которые, за отсутствием в языке другого обозначения, также, хотя и в ином смысле, именовались "часами".

15 33 Шестой, девятый час. См. Мф 27 45.

15 46 Плащаницу, т. е. полотно.

Мк 16

16 1 По прошествии субботы. См. Мф 28 1.