Евангелие от Марка

1. Евангелист, написавший второе Евангелие, прозывался по-римски Марком; еврейское имя его было Иоанн. Родом был он из Иерусалима; в веру Христову обращен Апостолом Петром, который поэтому называет его сыном своим (1 Петр 5 13). В 45 году вышел с Павлом и Варнавою на проповедь, но уже в Памфилии расстался с ними и вернулся в Иерусалим (Деяния Ап 13 13). От 62 года по 67 деятельность Марка сосредоточена в Риме (Кол 4 10; 1 Петр 5 13; 2 Тим 4 11). Согласно древнему преданию, он был первым епископом Александрийской церкви и умер мученической смертью.

2. Древнейшие свидетельства единогласно приписывают составление второго Евангелия Марку, ученику Петра. Папий (у Евсевия, Церк. Ист. III, 39) говорит: "Марк, истолкователь Апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку". По словам Климента Александрийского, "в то время как Апостол Петр благовествовал в Риме, Марк, спутник его... написал... Евангелие, именуемое Евангелием от Марка" (ср. Евсевий, Церк. Ист. II, 15). Приведенные показания устанавливают тесную связь второго Евангелия с проповедью главы Апостолов.

К тому же выводу мы приходим, исследуя и внутренние особенности повествования Марка. По содержанию, объему и цели, оно вполне соответствует речам Петра, переданным в Деяниях (10 37-41). Рассказ столь нагляден и жив, что часто слышится за ним голос очевидца (напр. 1 29, 33, 36 слл.; 4 38; 5 3; 9 3; 11 4). К личности Петра повествователь привлекает особое внимание. Показательно притом, что он (уступая, по-видимому, желанию Апостола) останавливается с нарочитою обстоятельностью на изображении слабостей и прегрешений Петра, ограничиваясь во всем том, что служило бы к его возвеличению, краткими и неполными показаниями (ср. напр. Мк 8 32, 33 и 27-29 с Мф 16 17-19, 22-23). Но, кроме сообщений Ап. Петра, евангелист пользуется и другими источниками.

3. Марк обращается к христианам из язычников, и именно, прежде всего, к верующим, живущим в Риме. Потому он объясняет своим читателям географию Палестины, иудейские обычаи, арамейские выражения; все относящееся к римскому быту он предполагает известным. По той же причине ссылки на писания Ветхого Завета во втором Евангелии (сравнительно, напр., с Евангелием от Матфея) немногочисленны.

4. Главная цель Евангелиста - утвердить в обращенных язычниках веру в божественность Спасителя и власть Христа, Сына Божия, над всею тварью. Поэтому значительная часть повествования посвящена рассказу о чудесах и, в особенности, об изгнании бесов. Другая цель Евангелиста - представить Христа в общении с учениками, показать, как Он их воспитывает.

5. Время составления второго Евангелия не может быть определено с точностью. Во всяком случае оно было написано позднее арамейского Евангелия Матфея, но отнюдь не позднее 70 года; по-видимому даже раньше, чем Евангелие от Луки, т. е. раньше 62-63 года: по всей вероятности, следовательно, в пятидесятых годах.

6. После краткого введения, Евангелист изображает деяния Спасителя сначала в Галилее, потом в Иудее и Иерусалиме; наконец он повествует о страстях Христовых, Его воскресении и вознесении на небо.


Краткий толкователь