Краткий толкователь

Мих 1

1 Господь есть Судия всех народов. Но голос Его звучит из храма Сионского как места особого присутствия Божия.

7 "Любодейные дары" - имеется в виду процветавший в Самарии т. н. "священный блуд" (Ам 2 7-8; Ос 4 14; ср Втор 23 18). Блудницы жертвовали свой заработок на содержание храма. Михей рассматривает всю Самарию как блудницу, подобно тому, как Осия говорит об Израиле: "сильно блудодействует земля сия" (1 2). Подобные же выражения встречаются у Иеремии и у Иезекииля.

8-16 Плач о бедствии, которое постигнет 12 городов Иуды. Семь из них известны по другим источникам: Геф, Морешет-Геф, Цоаи, Лахис, Ахзив, Мореш и Одоллам; название второго города, указанного в ст 10, невозможно было восстановить. Остальные города находятся, очевидно, в той же области. Общий смысл ясен: нашествие служит предупреждением Иерусалиму. Речь идет, вероятно, о нашествии Сеннахирима на страну Филистимскую и Иудею в 701 г.

8 Народные выражения, означающие громкий и жалобный вопль.

9 Духовная болезнь Самарии заразила и Иудею.

10 Стих напоминает традиционный погребальный плач (ср 2 Цар 1 20).

10-14 Названия городов послужили поводом для игры слов: напр. "Офра" (евр Бет-ле-афра) - букв. "Дом плача, или праха" (10); "Мароф" означает горечь (12); Лахис (Лахиш) - одна из крупнейших крепостей Иуды - ассоциируется с рекеш (конь): "запрягай колесницу"... т. е. готовься к нашествию врага (13); Морешеф (откуда происходит Михей) сближается со словом "ме'ораша" (невеста): город должен сдаться новому властелину со свадебными дарами (14). Описание обряда оплакивания мертвых (16).

Мих 2

1-2 Пророк имеет в виду иудейскую знать, которая незаконно захватывает земли крестьян.

5 Когда Св. Земля будет возвращена Израилю, не будет вождей, которые смогут справедливо распределить ее.

6-7 Имеются в виду царские пророки, которые часто предсказывают победы, желая заслужить милость монархов.

11 Намек на легкомыслие толпы и пустые речи "царских пророков".

12-13 Некоторые толкователи относят эти стт ко времени Плена.

Мих 3

10 При виде великолепных зданий столицы пророк размышляет о несправедливости власть имущих, "созидающих Сион кровью и Иерусалим - неправдою"!

11 "Учат за плату": евр. толод - букв. "выносят решения".

12 "Гора дома будет... холмом": иудеи потеряли право надеяться на храм, ибо нарушили Закон Божий. Дом Господень, т. е. храм.

Мих 4

1-5 Пророчество о вселенском значении веры Израиля. Оно находится также в Ис 2 2-4. Толкователи полагают, что это пророчество существовало отдельно и лишь впоследствии было включено в книги Михея и Исайи.

8 "Башня стада" - вышка, на которой стоит пастух: имеется в виду Иерусалим.

9-10 Предсказание о Плене Вавилонском (ст 10) в 587 г.

11-13 Освобождение Сиона, осажденного языческими народами (ср Ис 10 24-27; 32-34; 14 24-27; 29 1-8; 30 27-33; 31 4-9). Предсказание нашествия Сеннахирима в 701 г. и его неожиданной неудачи. Позднее осада Иерусалима языч. народами (и их поражение) станет одной из главных эсхатологических тем (Иез 38-39; Иоил 3; Зах 14).

Мих 5

1 "Ополчись" (евр - делай себе нарезы) "дочь полчищ" (греч - крепость) - вероятно Ассирия, царь которой во дни Михея разгромил Иудею. Согласно другому толкованию, здесь говорится об Иерусалиме, как гордой столице, которой пророк противополагает малый Вифлеем-Ефрафу (букв. плодоносную), откуда изойдет спасение (ст 2). "Бить... судью Израилева" - царю Езекии, судье Израилеву, ныне униженному Сеннахиримом (4 Цар 18 13-16), противопоставляется Царь-Мессия, рождение которого положит начало эре благоденствия и мира (как у Ис 9 5).

2 "Ефрафа" - в ранних библ. книгах - жена Халева (1 Пар 2 19, 24, 50), затем - род, происходящий из Вифлеема (ср 1 Цар 17 12; Руф 1 2); название это перешло к селению (Быт 35 19; 48 7; Руф 1 2), где родился царь Давид (1 Цар 17 12 сл; ср Руф 4 11, 17. 18-22). "Происхождение из начала, от дней древних" (букв издавна) - будущий Владыка Израиля родится в Вифлееме и произойдет из древнего рода, как и Давид; "от дней древних" обыкновенно означает в Библии "давно прошедших" (Амос 9 11; Ис 51 9; Мих 7 14), в расширенном же смысле толкуется как "от дней вечных" (ср Притч 8 22 сл), указывая на предвечное существование Мессии. Этот текст содержит подлинное мессианское пророчество; иудейское и христианское предание всегда придавало ему этот смысл (ср Мф 2 4-16).

3 "До времени, доколе не родит имеющая родить" - Мать Мессии, Которая родит, когда наступит "полнота времен" (Гал 4 4). Пророк, может быть, имеет в виду знаменитое пророчество Исайи (7 14), провозглашенное приблизительно на тридцать лет ранее.

4-6 Перед тем, как воцариться. Мессия сокрушит силу врагов народа Божия (Ассур). "Земля Немврода" - Вавилон (Быт 10 9).

7-9 Пророчество об "остатке" - истинном Израиле, прообразующем Церковь.

10-15 Наказание за служение идолам. Все ложные твердыни: военная мощь, чародейство, культ на высотах - будут сокрушены.

Мих 6

2 "Слушайте, горы": горы (Синай, Нево, Гаризим, Сион, Кармил и т. д.), где обычно происходит встреча Бога с Его народом, часто персонифицируются (Быт 49 26; 2 Цар 1 21 и т. д.) и становятся как бы вечными свидетелями.

3-4 Слова, прообразующие жалобу скорбящего Господа, Которому люди платят неблагодарностью и от Которого отступают. Эти стт читаются в Великую Пятницу.

6-7 На упрек Господа Своему народу отвечает один из верных, что свидетельствует о взгляде пророка на религию как на личные отношения с Богом.

6-8 Богу не угодны дары и жертвы, даже самые большие. Он прежде всего ждет от человека справедливых поступков, дел милосердия и смиренномудрия (ср Ам 4 4; Ос 6 6; Ис 1; Пс 50).

16 "Обычаи Амврия": Амврий (Омри) - основатель самарийской династии (3 Цар 16 23-26). При нем элементы языч. культа получили широкое распространение.

Мих 7

1-7 Пророк видит повсюду несправедливость, но уповает на Ягве, веря, что от Него придет спасение. Возможно, что стих 7 заключал собою книгу.

8-20 Предсказание о восстановлении Иерусалима и новом исходе из рабства.

11 "Отдалится определение" - все современные толкователи понимают в смысле: "отдалятся пределы", т. е. расширятся границы Иерусалима, чтобы принять иудеев из рассеяния или обращенных язычников.

18-20 Описание мессианского восстановления завершается возвышенной молитвою, восходящей к первому Союзу-Завету, на котором утверждается вера и упование израильского народа.