Краткий толкователь

1 Макк 1

10 Антиох IV был в числе заложников, выданных римлянам его отцом после поражения под Магнесией в 189 г.

11-18 Первый поход против Птоломея IV Филометора в 169 г., о котором не говорится в 2 Макк; в ней описывается только "второй поход" (2 Макк 5 1).

49 Чтобы его царство стало монолитным, Антиох Епифан вменяет иудеям в обязанность исполнение языческих обычаев, аннулируя т. обр. привилегии, данные им его предшественником в 198 г.: Антиох III признал Закон Моисеев их правовым статутом (по примеру персидских царей послепленного периода). При Антиохе же Епифане верность Закону расценивалась как сопротивление государственному порядку и становилась актом политическим, вызывавшим гонения. Религиозная свобода была восстановлена указом Антиоха V (6 57-61; 2 Макк 11 22-26).

54 Декабрь 167 г. по летоисчислению Селевкидской эры (новый год начинается весной). "Мерзость запустения" (Дан 9 27; 11 31) - установление языческого жертвенника в честь Зевса Олимпийского (Ваал Шамем) на иудейском жертвеннике всесожжении.

1 Макк 2

1 "Маттафия" - глава первого из 24 священнических семейств. Семейство Иедайи, предка Онии, было вторым по свидетельству Иосифа Флавия (ср 1 Пар 24 7). Нельзя с достоверностью утверждать, что первенство Маттафии соответствовало исторической действительности; быть может, данный текст был переработан в период, последовавший за назначением Маккавеев первосвященниками. Прозвища сыновей Маттафия очевидно означают (следуя порядку 2 2); удачливый - ревнитель (?) - молот (по форме головы) - пробивающий (будитель) - хитрый (фаворит).

18 Звание и почести (несколько степеней), унаследованные от персидского двора. "Друзья царя" - высшие сановники, имевшие доступ к царю, который иногда давал им поручения (ср 3 38; 7 8; 10 16, 20, 60, 65; 11 27, 57; 14 39; 15 28; 2 Макк 8 9).

24 "Ярость его по законе" - букв. "гнев согласно Закону" (ср Втор 13 7-12). Ревнивое отношение к Закону характерно для благочестия того времени. В следующем веке оно принимает более политическую окраску у зилотов, призывающих к восстанию против языческих поработителей.

34 В Исх 16 29 запрещается "выходить от места своего" в день субботний (ср Исх 20 8). В одном и) Кумранских текстов - в Дамасском документе - уточняется, согласно Числ 35 4 сл, что субботняя дорога может простираться на 1000 локтей от стены города, на 2000 локтей - для пастухов, ведущих стадо на пастбище. Т. обр. фактически исключается всякая возможность деятельности (ср Числ 13 15 сл). Закономерность борьбы привела Макк. повстанцев к заключению: борясь с нечестивыми, должно защищаться и в день субботний (ст 40). Через два века Сам Христос провозгласил: "Суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк 2 27).

42 Греч. форма евр. слова хасидин (благочестивые) - иудейская община приверженцев Закона; они противились языч. влиянию еще до Маккавеев и стали ударным отрядом Иуды (ср 2 Макк 14 6), но не были полностью согласны с политикой асмонеев (1 Макк 7 13). По свидетельству Иосифа Флавия, в период главенства Ионафана (около 150 г.) они разделились на фарисеев (Мф 3 7; Деян 4 1) и ессеев, о которых мы имеем более подробные сведения со времени Кумранских открытий (ср Иуд. Древ. XIII. 17 сл).

54 Автор устанавливает родственную связь между Симоном II, который был в то время первосвященником и Елеазаром, сыном Аарона и отцом Финееса, происходившим от Содока и Онии. Это означает, что законность асмонейского священства не вызывает у него сомнений.

62 По всей вероятности, подразумевается Антиох Епифан (ср 1 10 и 2 48; 2 Макк 9 9).

65 Симеон - семитское имя второго сына Маттафии (ср 2 2), тогда как Симон - греч имя, употребление которого объясняется в данном случае сходством с семитским именем.

1 Макк 3

21 Эти слова играли роль девиза, вдохновлявшего маккавейских повстанцев на борьбу.

32 "От Евфрата до границ Египта" - Заречье персидской эпохи. Лисий, о котором упоминает историк Полибий, был главой военачальников (греч. стратегов) Келе-Сирии (Нижней Сирии), Финикии (ср 2 Макк 10 11) и Верхней Сирии. Выражение "от рода царского", аналогичное выражению "родственник царя" (2 Макк 11 1), - самый почетный титул при дворе Селевкидов (ср 1 Макк 10 89).

33 "Антиох, его сын" - будущий Антиох V Евпатор (617), опекуном которого был назначен два года спустя Филипп, близкий друг царя (6 14; 2 Макк 9 29).

36 Согласно повелению Птоломея IV Филопатора израильтян следовало истреблять или продавать в рабство (2 Макк 8 9-11), а земли - конфисковать и частично раздать иноплеменникам (ср Дан 11 39). Т. обр. Иудея становилась "царской землей", участки которой сдавались в аренду, как было принято у Селевкидов. Арендная плата значительно превышала прежние подати.

38 Птоломей был областеначалъником Келе-Сирии и Финикии (2 Макк 8 8), а Горгий - военачальником, которому Лисий поручил вести военные действия, хотя Никанор имел первенство чести как "первый друг" царя (2 Макк 8 9). Через 5 лет царь назначил Ника-нора начальником карательной экспедиции против Израиля (1 Макк 7 26).

48 2 Макк 8 23 разъясняет "тот стих. В тот период не было больше пророков. Чтобы узнать, какова воля Божия, книгу Закона открывали наугад. В данном случае искали ответа на вопрос: своевременна ли "та битва и каков может быть ее исход.

1 Макк 4

26 В начале 164 г. Ср 337 и 2 Макк 11 21.

52 В декабре 164 г., в третью годовщину осквернения храма, т. е. первого жертвоприношения Зевсу (ср 1 59).

36 "Взойдем и обновим святилище" - храм был центром религиозной жизни, вне которого не было возможности исполнить все предписания Закона. Вот почему восстановление культа в храме было одной из первых забот повстанцев (ср 2 7; 3 43; 2 Макк 13 11). Святилище, разграбленное и оскверненное язычниками (1 21 сл, 54), было очищено и освящено после первых же побед. Его восстановлению благоприятствовала и смерть Антиоха Епифана, которую автор датирует ошибочно, полагая, что оно имела место после похода Маккавеев против соседних народов (5). Святость храма с большой силой утверждается в 2 Макк 3 12; 5 15; 13 11; 15 18, 37.

46 В этой книге несколько раз говорится о прекращении пророчеств (9 27; 14 41; ср Пс 74 9; 77 9; Плач 2 9; Иез 7 26).

59 Праздник Обновления (по-евр Ханукка) - один из самых поздних праздников календаря (ср Исх 23 14). В эти дни пели Галлель (Пс 113-118) и приносили в храм пальмовые и другие зеленые ветки. Сходство с праздником Кущей подчеркивается в 2 Макк 1 9; 10 6; храм Соломона был освящен на праздник Кущей (3 Цар 8 2, 62-66). В этот день зажигались светильники, от которых праздник вскоре получил свое другое название - "праздника светов". Светильники, символы Закона, ставились в дверях и окнах каждого дома, что обеспечило сохранение этого популярного праздника и после разрушения храма. Ему придается большое значение в 2 Макк (ср два вступительных письма 2 Макк 1-2 16; 10 1-8), и он упомянут в Ин 10 22.

1 Макк 5

4 "Сыны Веана" - полукочевое племя, грабившее, вероятно, путешественников на дороге из Иерусалима в Иерихон.

13 "Тов" - местность, расположенная на ЮВ от Тивериадского (Геннисаретского) озера, около Иорданской границы в Сирии (Суд 11 3. 5).

23 "Арватты" - населенный пункт недалеко от Кесарии, между Тивериадским озером и Птолемаидой.

25 "Навуфеи" (наватеи) - аравитяне, как и в 2 Макк 58 и 12 10. Ионафан остался в дружбе с ними (1 Макк 9 35) после беспощадного боя (ср 2 Макк 5 11 сл). Центром их была Петра, а в 1 в. до н. э. они овладели большей частью заиорданского плоскогорья и даже, на некоторое время, Дамаском. Здесь, очевидно, имеются в виду водители караванов, приходивших скорее всего из Восора (ст 28 - теперешнее название которого - Восра в южной Сирии, где сходятся пути, ведущие через пустыню и из Харрана), где они были свидетелями фактов, о которых и сообщили Иуде.

26 Крепости в Заиорданьи и Сирии.

29 Крепость Дафема (ср ст 9).

43 "Карнаин" т. е. "два рога" - атрибут местной Астарты, по которому капище и получило свое название (ср 2 Макк 12 26). Столица Ога, царя Васанского (Харран) была Аштероф-Карнаим (Быт 14 5; Ис Нав 9 10). Название это еще сохранилось несколько видоизмененным в современном Телл-Аштар.

54 Во время праздника Пятидесятницы (в середине июня 163 г.).

1 Макк 6

1 Согласно хронологическим данным 2 Макк (см введение) смерть постигла царя Антиоха до обновления храма (4 36). Этот эпизод описан Полибием, как и здесь, без подробностей, которые даются в 2 Макк. 

"Город Елимаис" нам неизвестен. "Елимаис" - греч. форма имени Елам (Быт 10 22). Елимаида - местность, находящаяся на СВ от Суз, бывшей столицы Персии (Неем 11).

2 Храм Нанеи-Артемиды (ср 2 Макк 1 13), находившийся, вероятно, в Персеполе (2 Макк 92).

14-15 Следует различать этого Филиппа, о котором снова говорится в 6 55 и 2 Макк 9 29, от Филиппа (2 Макк 5 22, 8 8), назначенного опекуном и регентом молодого Антиоха и хранившего атрибуты царского достоинства своего воспитанника.

16 В сентябре или октябре 164 г.

20 В 163/162 г. осада крепости последовала за походом в Идумею, происшедшим после Пятидесятницы 163 г. (1 33). В кн 2 Макк об этом не упоминается.

43 Елеазар, брат Иуды Маккавея (2 5).

49 "Субботний год" - согласно Лев 25 2-4 "земля должна покоиться в субботу Господню", т. е. каждый седьмой год не следовало ее засеивать. Субботний год начался осенью 164 г., а недостаток продовольствия сказался осенью 163 г.

1 Макк 7

1 В 161 г. Димитрий 1 Сотер, сын Селевка IV, взятый заложником в Рим вместо Антиоха Епифана, бежал оттуда с помощью Полибия, описавшего этот эпизод. Он высадился в Триполи, а затем овладел Антиохией (ст 2).

8 "По ту сторону реки" - территория, простирающаяся от Евфрата до Египта.

9 Алким, потомок Аарона, перешел на сторону Селевкидов (ср ст 12).

49 13 Адар 151 г. Селевкидской эры соответствует концу марта 160 г. до н. э. Этот праздник назывался "Днем Никанора" (ср 2 Макк 15 36). Его перестали праздновать в начале н. э.

1 Макк 8

2 "Галаты" - вероятно цизальпинские галлы, жившие на С от Альп и покоренные в 222 г. до н. э.

5 Филипп V, царь Македонский, разбитый при Киноскефалах в 197 г. Его сын Персей, разбитый при Пидне в 168 г.

6 Поражение Антиоха III при Магнесии в 189 г.

8 Евмений II, царь Пергамский.

9-10 Победа над Ахейским Союзом, 147-146 г. и взятие Коринфа.

17 Это посольство было, очевидно, отправлено в Рим до смерти Никанора, предшествовавшей только на 2 месяца смерти Иуды. Возможно, что это и есть то посольство, которое Иосиф Флавий датирует 161 г.

1 Макк 9

1 Продолжение рассказа, прерванного после 7 50.

"Правое крыло войск", размешенное южнее Антиохии - следовательно воинов, находившихся ближе всех и Иудее.

2 "Месалоф" - евр топоним, означающий "тропинки"; они вели в пещеры, находящиеся в горах и соединенные подземными ходами, около Арвил, на С от Тивериады. Пещеры эти часто служили убежищем.

3 Апрель-май 160 г.

15 Иуда преследовал Вакхида в направлении горы Эль-Ассур, на С от Иерусалима.

33 "Фекое" или "Фекоа" - родина пророка Амоса на ЮВ от Вифлеема. "Асфар" - может быть, место, где теперь находится водохранилище Хирбет-Бир-Уз-Заферан в 5 км к Ю от Фекои.

54 Апрель-май 159 г. Разрушив стену, которая отделяла притвор иудеев от притвора язычников, Алким нарушил повеления пророков, всегда настаивавших на необходимости держаться в стороне от язычников (ср Иез 44 9). Однако не исключена возможность, что речь идет о двух "дворах дома Господня", существовавших еще при Манассии (4 Цар 21 5).

66 Аравийские племена, очевидно воевавшие на стороне Вакхида.

1 Макк 10

1 "Сын Антиоха Епифана" - этот эпитет был отчеканен на монетах. В истории он известен под именем Александра Валаса, но выдавал себя за сына Антиоха Епифана.

20 "Иоиафан" - потомок Иоарива, главы одного из священнических семейств (ср 2 1, 54). Александр, после призвания его царем, имел право "поставить его первосвященником" (ср 7 9; 2 Макк 4 24). Т. обр. была отстранена династия Онии, из которой традиционно поставлялись первосвященники. Этим, очевидно, объясняется тот факт, что сын Онии III бежал в Египет, где он основал храм в Леонтополисе (ср 2 Макк 1 1), и что другой священник, "учитель праведности", о котором говорится в ессейском "Дамасском Документе", нашел убежище в Кумране. Ионафан стал родоначальником династии князей-первосвященников. Его потомки (асмонеи) больше занимались политическими делами, чем делами религиозными.

21 В октябре 152 г.

29 "Подать с венцов" - налог, взимавшийся взамен золотых венцов, которые приносились в дар царям (см 13 37).

51 Птоломей VI Филометор.

57 Осенью 150 г. Клеопатра Феа, дочь Птоломея VI, вышла замуж за Александра Валаса, от которого у нее родился Антиох VI; затем она была женой Димитрия II (11 12) и его брата... Антиоха VII.

61 "Мужи зловредные" - иудеи-эллинисты.

67 Димитрий II Никатор прибыл с о. Крита в 147 г. и царствовал с 145 г., после смерти Александра, до 125 г. В течение 9 лет (с 138 по 129 г.) он был в плену у парфян и его замещал его брат Антиох VII (ср 14 3; 15 1 сл).

89 Александр не поколебался дать Ионафану титул "царского родственника" (ср 3 32). Золотую пряжку, которой прикалывалась пурпурная мантия на плече, имели право носить только он и. Титул "царских родственников" был высшим отличием у Селевкидов (выше титула "царского друга" - ст 65).

1 Макк 11

7 Елевфера - Нахр-эл-Кебир (Большая река), протекает на С от Триполи и служит границей между Сирией и Финикией.

8 "Селевкия приморская" - город, расположенный. у устья Оронты, главная пристань Антиохии.

19 В 145 г.

32 Ласфен - критянин, который набирал наемников для Димитрия в момент его высадки в Киликии. Он носит почетный титул "царского родственника" и "отца".

37 "Святая гора" - Сион.

54 Антиох VI-Дионисий (144-142).

1 Макк 12

7 Ония I был первосвященником с 325 по 300 г. Арей 1 царствовал в Спарте с 309 по 265 г.

9 "Священные книги" представляли собою более пространное собрание книг, чем "книги Закона" (3 48) или "священная книга" (2 Макк 8 23); таковыми считались все книги, которые рассматривались как богодухновенные. В это именно время и определился ВЗ-ный канон: один из цитируемых псалмов назван Писанием (7 16) и в прологе кн Сир (132 г.) различаются Закон, Пророки и "другие книги" (ср 2 Макк 2 13). Это подразделение и сохранилось в евр Библии (ср Рим 1 2; 2 Тим 3 15).

1 Макк 13

3 "Ради этих законов и святыни" - краткое напоминание о том, ради чего велась свящ. война (более подробное изложение в 2 8-50).

31 "Убил его" - по мнению автора, как и Диодора, убийство Антиоха предшествовало воцарению Трифона (которое датируется 142-141 г.), согласно же Титу Ливию и Флавию Иосифу, оно последовало за взятием в плен Димитрия (в 139 г. ср 14 2). Реальная последовательность событий была вероятно такой: воцарение Трифона, пленение Димитрия, убийство Антиоха.

41 В 142 г. "Иго" - символ порабощения (8 18; 3 Цар 12 4), конкретно выражавшегося в уплате подати.

51 В начале июня 141 г. Это изгнание положило конец властвованию Селевкидов в Иерусалиме, продолжавшемуся с 167 по 141 г. (ср 1 33-40).

1 Макк 14

1 С октября 141 г. по сентябрь 140 г.

2 Митридат I, Арсак VI (171-138), основатель парфянской державы. Он отнял у Димитрия Мидию и Персию. Бывшие подданные Димитрия призвали его на помощь, и вначале военные действия шли успешно, но в 139 г. он был взят в плен (ср 10 67) и отправлен в Хирканию, на юг от Каспийского моря, где с ним обращались как с почетным пленником.

27 В сентябре 140 г.

28 "В Сарамели" - транскрипция евр хасарам-ел - внешний двор храма. Речь, очевидно, идет о внешнем дворе святилища (ср ст 48; 9 54).

1 Макк 15

1 Находясь на о. Родосе, Антиох VII узнал о пленении своего брата, Димитрия II. Он был воспитан в Книде и Сиде и получил прозвище Сидета, но на монетах называет себя Евергетом ("благодетелем").

10 В 139/138 г. Первые монеты Антиоха датированы 138 г.; его высадка имела место осенью 139 г.

16 Птоломей VII Фискон.

22 Аттал II (159-138), царь Пергамский. Ариараф V, царь Каппадокийский, Арсак (см 14 2).

37 Орфосиада - Ард Артуси в Сирии, в 14 км на С от Триполи.

1 Макк 16

4 В январе-феврале 134 г.

15 "Док" - на СВ от Иерусалима, на скале, возвышающейся над Иерихоном.

18 "Царю", т. е. Антиоху VII.

22 Согласно Иосифу Флавию, Иоанн Гиркан укрылся в Иерусалиме, где он был хорошо принят народом, отразившим Птоломея. Тогда Птоломей обратился к Антиоху, который осадил город, но в конце концов вступил в соглашение с Гирканом, который после смерти царя стал фактически независимым. Автор не сообщает обо всем этом, ограничиваясь описанием военных подвигов Маттафии и его сыновей.