Евангелие от Луки

1. "Луку, врача возлюбленного" называет Ап. Павел в числе своих сподвижников, которые были ему утешением во дни римского узничества (Кол 4 11-14). По Евсевию (Церк. Ист. III, 4), Лука происходил из языческой семьи уроженцев Антиохии сирийской. Он получил хорошее греческое образование и, по первоначальному роду занятий, был врачем. Верный ученик и спутник Ап. Павла, он делит с ним труды второго и третьего апостольского путешествия (Деян 16 10-17; 20 5-21, 18) и остается при нем во время пребывания Павла под стражей в Кесарии и в Риме (Деян 24 23; 27; 28; Кол 4 14). Об остальной жизни Луки мы не имеем достоверных известий.

2. Составление третьего Евангелия древняя Церковь единогласно признает делом Луки. Св. Ириней (Против Ересей III, 1) пишет: "Лука, спутник Павла, изложил преподанное Апостолом Евангелие в отдельной книге". По словам Оригена: "третье Евангелие - от луки" (см. Евсевий, Церк. Ист. VI, 25). В дошедшем до нас перечне священных книг, почитаемых каноническими в Римской церкви со второго века, отмечено, что Лука, согласно проповеди Павла, написал Евангелие как бы от Павла.

Исследование священного текста обнаруживает в пишущем, с первых строк пролога искусного писателя. По оценке светских историков древности (Эдуард Майер), автор третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских - один из лучших писателей своего времени. На всем повествовании и на самом языке его лежит отпечаток мысли и речи Павла. Врач виден в заботливой точности означения и изображения недугов и чудесных исцелений (4 23-38; 8 43; 10 34; 13 11 слл.; 22 50 слл.).

3. Источниками сообщаемых сведений служили для Евангелиста, как говорит он сам, рассказы живых лиц, "бывших с самого начала очевидцами и служителями Слова" (1 2). С ними встречался он в обществе Павла - ив Иерусалиме, и в Кесарии. В основе повествования о младенчестве Иисуса (главы 1 и 2), лежит, по-видимому, записанное на арамейском языке священное предание, в котором слышится еще голос самой Девы Марии. Кроме того, пользовался Лука и ранее написанными Евангелиями.

4. Евангелист обращает свое благовестие к Феофилу, человеку высокого общественного положения, обращенному в христианство из язычников, и в его лице к христианским общинам, основанным св. Павлом, апостолом язычников; им хочет он в своем Евангелии дать твердое основание того учения, в котором они были наставлены (1 4). Поэтому он видимо избегает выражений, которые могли бы быть неправильно истолкованы в смысле изначального и окончательного отвержения родившихся в язычестве (ср. Мф 5 47 и Лк 6 33 Мф 10 5 слл. и Лк 9 3).

5. Евангелист ставит себе целью: 1) передать уверовавшим, "по тщательном исследовании" и "по порядку", слова и дела Спасителя и 2) укрепить этим повествованием веру в Спасителя мира. С любовью показывает Лука милосердие Христа. У него одного находим мы такие жемчужины, как притчи о милосердном Самарянине, о блудном сыне, о потерянной драхме, о мытаре и фарисее.

6. Третье Евангелие написано до разрушения Иерусалима (70 г.). Так как в книге Деяний о нем упомянуто как о первом произведении Луки, то оно было в руках верующих еще до 63 года, когда книга Деяний была закончена. Лука записал его, вероятно, в Риме, в годы узничества Павла (61-62).


Краткий толкователь