Краткий толкователь

Иоил 1

2-12 По всей вероятности, поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее Иудею: саранча истребила посевы и народ был обречен на голод.

9 Хлебное приношение (ср Лев 2) и ежедневное возлияние состояли из плодов земли: муки, вина, елея (ср Исх 29 38-42; Числ 28 3-8).

3-20 Пророк представляет стихийное бедствие как прообраз грядущего дня Господня.

13 "Войдите": подразумевается - в храм.

14 "Назначьте": букв "освятите". Те же призывы в 2 12-13, 15-17. Иоиль придает обрядовой стороне религии гораздо больше значения, чем Амос, Осия, Михей и Иеремия (ср Амос 5 21), хотя и он проявляет заботу о внутреннем обращении (2 12-13).

Иоил 2

1-11 Туча саранчи, которая сеет смерть. Изображение ее переходит у пророка в картину мировой катастрофы. Саранча - уже не просто жадные насекомые-опустошители, но и таинственные вершители возмездия. Образ саранчи мы находим и в Апокалипсисе, где она, закованная в железо, символизирует силы зла, вырвавшиеся наружу (Откр 9 1-12).

1 "Трубите трубою", т. е. предупредите о надвигающейся опасности (ср Ам 3 6; Ос 5 8; Иез 33 3, 6). Трубный звук предвещает и наказание Израиля (Ис 18 3; Ос 8 1; Иер 4 5, 6 1), и наступление Дня Гнева (Иоил 2 1; Соф 1 16; Откр 8 6-9 21). Служит он и для "созывания общества" (Числ 10 2-10; Иоил 2 15). В последний день "вострубит великая труба" (Ис 27 13), "труба Божия" (1 Фес 4 16-17; ср 1 Кор 15 52).

4-9 Сравнение саранчи с конницей встречается нередко (ср Наум 2 4-7; 3 2, 3. 15, 17).

11 "Глас Свой" - подразумевается гром (ср Исх 19 16; Ам 1 2; Пс 18 14; 29 3-9; Иов 37 4, 5).

18 Покаяние спасет верных во дни страшных испытаний.

20 Все враги Израиля обычно приходили с севера (ассирийцы, скифы). Поэтому здесь север - место, откуда постоянно исходит угроза.

28-29 Если прежде Дух Божий сходил только на избранников (пророков, назореев, царей), то в День Господень весь народ Божий будет осенен небесной силой. Чаяние этого вселенского Сошествия Духа издревле жило в Израиле (ср Числ 11 29). Дух низошел в Сионскую горницу, когда на учениках Христовых почили огненные языки (Деян 2 3). Поэтому кн Иоиля (2 28-29) читается на богослужении в праздник св. Троицы.

30-31 Образы космической катастрофы - признак приближения Судного дня.

32 Ап. Павел, толкуя это место, делает ударение на слове "всякий" и тем самым исключает возможность его понимания в узком смысле (как спасение только израильтян). К народу Божию принадлежит всякий, кто призывает имя Божие и кого призвал Господь (Рим 10 12-13).

Иоил 3

1-3 "Долина Иосафата" (букв евр - Ягве судит) символически обозначает место, где Господь будет судить народы (ср Иер 25 31; Ис 66 16); в ст 14 она названа "долиной суда", из ст 16 можно заключить, что она находится в окрестностях Иерусалима, но нет достаточно веских данных, чтобы отождествлять эту местность с теперешней "долиной Иосафата" (долиной Кедрона, на ЮВ от храма). Такое название этой долины мы встречаем впервые лишь в 5 в. по Р. Х. Пророчество имеет двойной смысл: возрождение остатка народа Божия, рассеянного среди многих племен, и возрождение Церкви в грозную апокалиптическую эпоху.

9-14 Пророчество о всеобщих войнах, которые будут терзать мир перед наступлением дня Судного. В этот день правда Божия окончательно восторжествует.

17-21 Царство верных изображено у Иоиля в зримых образах. Оно представлено в виде земного благоденствия. Эти образы свойственны картинному языку пророков. Они в известной мере питали идеи земного мессианизма (см Св. Иероним, Толкование на Иоиля 3).