Краткий толкователь

1 Ин 1

1 1-4 Пишущий видел, слышал, осязал руками (ср. Ин 19 35; 20 31; 21 24) то, о чем свидетельствует: Слово Жизни, ставшее плотию в лице Иисуса Христа, Сына Божия.

1 5-10 Бог есть свет (Ин 1 4-9), и поскольку мы ходим во свете, мы имеем общение с Ним и общение любви друг с другом. Но богопротивно было бы возмнить себя безгрешным, вместо того, чтобы исповедать грехи наши и молить Бога об очищении нас от всякой тьмы Кровию Сына Его.

1 Ин 2

2 1-11 "Дети мои", "Детушки" - любимое обращение Апостола, речь которого проникнута нежною и сострадательною любовью к самим грешникам. Он суров только к лицемерам и гордецам, обманывающим себя и других похвальбою, будто они познали Христа и в Нем пребывают, а в жизни не поступающим так, как велел Он. Ибо, кто говорит, что ходит в свете, а брата своего ненавидит, тот еще во тьме (ср. 3 6). Заповедь любви была дана издревле, но до Христа люди не знали, что значит любовь, и потому Христова заповедь любви есть вместе древняя и новая заповедь (Ин 13 34).

2 14 По всей вероятности Апостол указывает на написанное им четвертое Евангелие.

2 18 Последнее время, в широком смысле, есть время от вознесения на небо до второго пришествия Господня; в узком смысле - время, непосредственно предшествующее страшному суду, который будет предварен, по пророчествам, явлением Антихриста (2 Фес 2 3). Лжеучители и враги Христа, появляющиеся уже теперь, - его предтечи.

2 20 Верующие имеют помазание, т. е. благодать Святого Духа, от Святого, т. е. от Христа, Помазанника; и эта благодать заключает в себе дар различать духов истины от духов лжи.

2 29 Верующие во Христа и делающие правду от Бога родились (Ин 1 13) через Христа, Слово Божие. О богосыновстве искупленного человека Апостол говорит в следующей главе.

1 Ин 3

3 2 Говоря о грядущей славе чад Божиих: "еще не открылось, что будет", Апостол знает и учит однако, что спасенные увидят Христа, как Он есть, и что это зрение сделает их Ему подобными.

3 6 Грех свидетельствует, что согрешающий не соединился еще, или не всецело соединился со Христом, еще не знает Его, и лика Его не видел.

3 9 В рожденном от Бога пребывает благодать освящающая; она сообщает человеку сверхприродную жизнь, отчуждает его от зла и предохраняет от смертоносного греха, но всё же не отменяет его свободы, злоупотребление которой могло бы вывести его из состояния благодатного и ввергнуть его в состояние греховное. Никто не должен мнить себя безгрешным; но взращивая в себе божественные семена веры, надежды и любви, каждый должен при полном сознании своей немощи твердо уповать на то, что Бог, Источник благодати освящающей, не покинет его и не отдаст его в добычу греху, если он сам не отвратится от Бога.

3 10, 20-21 Тревожимые сомнением, находимся ли мы в состоянии благодати или нет, мы должны испытать свою любовь к Богу и ближнему; и если совесть наша не осудит нас, мы можем и должны иметь дерзновение к Богу.

1 Ин 4

4 1 При испытании духов, от Бога ли они, помогает верующим благодать Духа Святого (2 20).

4 4 В чадах Божиих обитает Бог, над миром владычествует князь мира сего, диавол (Ин 16 11).

4 14-15 Подлинно исповедует Христа только тот, кто принимает все Христово учение и все Христовы установления.

4 17-18 Совершенная любовь изгоняет страх; и если мы боимся предстать пред лицо Христа-Судии, этот наш страх показывает, что любовь наша ко Христу в Небе и в нашем ближнем (ср. 4 12) несовершенна.

1 Ин 5

5 7 Слова о трех свидетельствующих на небе ни в одной из древних рукописей не значатся и были, по-видимому, позднее приписаны, в соответствии с учением Апостола о трех, свидетельствующих на земле.

5 8 О Иисусе Христе Сыне Божием имеем на земле тройное свидетельство: свидетельство Отца при крещении Спасителя в воде Иордана; свидетельство крови Господней, пролитой за нас на Голгофе; свидетельство Духа, сошедшего на Апостолов в день Пятидесятницы, действующего в Церкви и открывающего к познанию истины сердца наши.

5 13 Апостол определяет цель, ради которой пишет послание и написал свое Евангелие (Ин 20 31).

5 16 Молитва за грешника, не вполне отпавшего от веры, будет услышана; но нельзя питать такой же уверенности по отношению к молитве за отрекшихся от Христа.

5 21 Апостол предостерегает верующих от соблазнов языческого мира.