Краткий толкователь

Иер 1

1-10 В описании призвания Иеремии отсутствует торжественность, присущая рассказам о призвании Исайи и Иезекииля. Для него, напротив, характерна простота, отсутствие внешней символики, как бы прозрачность в беседе души с Богом: Божий призыв выражен в форме категорического повеления и пророк, преодолев свой страх, смиренно принимает его.

1 "Анафоф" (Анатот) - селение, расположенное в 6 км к СЗ от Иерусалима, существующее еще и в наши дни. Соломон сослал туда священника Авиафара.

2-3 Указания, содержащиеся в этих стт, позволяют определить период пророческой деятельности Иеремии (1-39): прибл. с 626 по июль 587 г.

5 "Я познал тебя" - когда Бог говорит "познать" - это означает избрать, предопределить (ср Ам 3 2; Рим 8 29); "освятил тебя" - в данном случае имеется в виду не столько внутреннее освящение, сколько отделение от всего мирского для исполнения пророческого служения.

11-16 Символические видения. Жезл, т. е. ветвь миндального дерева; оно раньше других расцветает весной; евреи называли его "бодрствующим деревом" - подстерегающим весну; здесь оно символизирует всегда бдящего - "не дремлющего и не спящего" (Пс 121 4) Бога; "кипящий котел" - символ вражеского нашествия и грядущих бедствий.

Иер 2

Гл 2-6 были почти полностью написаны до реформы Иосии, происшедшей в 621 г. (ср 4 Цар 22; 2 Пар 34).

2 "Вспоминаю о дружестве юности твоей" (дружество - евр хесед - ср Ос 2 19) - напоминание об искренней и верной любви, существовавшей между Богом-Супругом и избранным Им народом при заключении Союза-Завета.

5 "Пошли за суетою", т. е. за идолом, как и в 10 15; 16 19; 51 18. Тот, кто поклоняется идолу, становится ему подобным.

7 - "Земля плодоносная" - евр "кармил" - гора Кармил.

11 "Променял славу свою" т. е. Бога.

16 "Сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твое" - намек на египетское нашествие в 608-605 гг.

18 "Река" - Евфрат. "Нил" и "река" олицетворяют великие державы, обращение к которым всегда осуждали пророки.

20 Отказавшись служить Богу, Израиль становится рабом идолов. Блудодействие означает идолопоклонство (ср Ос 1 2), которое в данном случае действительно сопровождалось т. наз. свящ. проституцией.

23 "Долина" - имеется в виду, очевидно, долина Бен-Хинном (сынов Енномовых) или Геенна, место ритуальных детоубийств в честь Молоха (7 31).

Иер 3

1 "Может ли она возвратиться к нему?" Во Втор (24 1-4) такой брак запрещается. Чтобы неверная жена - Израиль - могло вернуться к Ягве, необходимо чудо обращения, которое может совершиться только под действием благодати (ср стт 19 сл; 31 23; Ос 1-3).

6-13 Эти стт написаны, по-видимому, в период царствования Иосии, после реформы 621 г. Иеремия сохраняет надежду на возвращение северных колен (ср 30 1-31 22).

8 Израиль (северные колена) формально порвал с Союзом-Заветом в момент раскола (3 Цар 12).

16 "Его уже не будет" - в период завоевания Иерусалима халдеями в 587 г. ковчег завета исчез; но будущий Иерусалим всецело будет "престолом Ягве", как раньше - ковчег завета (Исх 25 10; ср 2 Цар 6 7). Согласно позднейшему иудейскому преданию, пророк Иеремия спас ковчег и скрыл его в пещере горы Нево (2 Макк 2 4-8).

18 Пророки возвещают, что в мессианскую эру Будет восстановлено единство царства, уже существовавшее в эпоху Давида и Соломона (Иер 23 5-6; 31 1; Ис 11 13-14; Иез 37 15-27; Oc 1 11; Мих 2 12; Зах 9 10).

24 "Мерзость" - имеется в виду Ваал (ср 11 13) и жертвы, которые ему приносились.

Иер 4

4 Обрезание (Быт 17 10-11) было в Израиле "знамением завета". По мнению Иеремии, физическое обрезание - ничто, если ему не сопутствует верность Богу - "обрезание сердца" (ср Втор 10 16). Израиль отказывается слушать Ягве - "ухо" у него "необрезанное" (Иер 6 10); он отказывается обратиться - "сердце" у него "необрезанное" (9 25-26; ср Лев 26 41). Сам Бог "обрежет сердце" Израиля, чтобы он обратился (Втор 30 6). Чужеземцы же "необрезаны сердцем и необрезаны плотию" (Иез 44 7). В НЗ снова встречается этот образ (Деян 7 51); ап. Павел утверждает, что подлинное обрезание есть обрезание сердца (Рим 2 25-29; ср 1 Кор 7 19; Гал 5 6: 6 15; Флп 3 3; Кол 2 11; 3 11).

6 "Бедствие от севера" - как и в 1 15, врага с севера нельзя отождествлять с определенным народом: пророчество может относиться к скифам, появившимся на берегах Сиро-Палестины между 630 и 625 гг, к ассирийцам или к самому страшному врагу - халдеям, вторгшимся в Палестину в 605 г.

10 "Мир будет на вас" - обещания лжепророков (14 13 и 23 17; ср 28 8-9).

15 "Дан" находился на севере, на пути нашествия; "гора Ефремова" - северная горная область от Сихема до Вефиля, где обосновались потомки колена Ефрема, сына Иосифа (Ис Нав 16; 17 15; 1 Цар 1 1).

19 Жалобы Иеремии, отождествляющего себя со своей страной.

23 Видение расширяется до размеров апокалиптической катастрофы. "Разорение и пустота" (евр "тоху боху") - то же выражение, что и в Быт 1 2.

Иер 5

6 Хищные звери символизируют завоевателей.

12 "Нет Его, и беда не придёт на нас" - нечестивые утверждают, что Бог бездействует, и заключают из этого, что Он не существует (ср Пс 14 1).

Иер 6

1 "Дети Вениаминовы" - потомки Вениамина обосновались на севере Иудеи и в то время искали, вероятно, убежища в Иерусалиме.

4 "Приготовляйте против нее войну" (евр букв - "освятите против нее войну"). Война считалась священной обязанностью избранного народа. Но здесь речь идет уже не о той свящ. войне, когда Ягве сражался вместе со Своим народом (ср Втор 1 30; 20 4; Ис 31 4) или, во всяком случае, против его врагов (Ис 13 3). Согласно Иеремии, война перестала быть религиозной деятельностью, ибо Ягве покинул стан Израиля и предал его врагам, чтобы народ понес заслуженную кару (ср 21 5; 34 22).

9 "Остаток Израиля" - здесь, как и в 8 3, это выражение еще не имеет смысла: верный народ, наследующий спасение - который оно приобретает в дальнейшем (23 3 и 31 17; ср Ис 43).

14 "Мир! Мир!" - обманчивые обещания лжепророков (ср 4 10), с которыми Иеремия вступает в жестокую борьбу. Они возвещают "шалом", т. е. не только отсутствие внешней опасности (в эпоху Иеремии забота о мире, в этом смысле слова, была на первом плане), но и счастье, основанное на личном благополучии, на мире с Богом и социальной гармонии. Этот идеал будет осуществлен только в мессианскую эру (ср Ис 11 6).

16 "Пути древние" грешных праотцев (Иов 22 15) и праведных праотцев (ср 8 15; Пс 140 14).

17 "Стражей", т. е. пророков.

29 "Плавильщик плавил напрасно" - подобно тому, как в огне свинец отделяется от серебра, люди очищаются в горниле испытаний - но с Израилем этого не произошло.

Иер 7

Краткий пересказ этого обращения пророка дан в гл 26 с хронологическим указанием: в начале царствования Иоакима (608 г).

4 Храм, освященный присутствием Ягве (3 Цар 8 10 сл; ср Втор 4 7), считался нерушимым оплотом, и неудача Сеннахирима под стенами Иерусалима в 701 г как будто свидетельствовала о том, что Ягве охраняет святой город (4 Цар 19 32-34; Ис 37 33-35). Из этого опрометчиво заключали, что и в будущем Господь не предаст Иерусалим в руки врагов. Иеремия вызывает в народе соблазн, утверждая, вслед за Михеем (3 12), что такая уверенность обманчива: Бог может покинуть храм. Позже Иезекииль видит, как Слава Ягве уходит из святилища (ср Иез 11 23). В гл. 26 рассказывается об осложнениях, вызванных этой обличительной речью.

12 Святилище Силом, где прежде находился ковчег, было разрушено филистимлянами; об этом национальном бедствии умалчивали. Только Иеремия и псалмопевец (Пс 78 60) говорят о нем.

18 Речь идет о культе Астарты, богини из месопотамского пантеона.

22 "Я... не давал... заповеди... о всесожжении и жертве" - в Десятисловии (10 Заповедях), хартии Союза-Завета, действительно нет предписаний обрядового характера. Конечно, здесь не ставится вопрос о прекращении жертвоприношений (ср 33 11); Иеремия только утверждает, согласно с учением других пророков, что культ не играет первенствующей роли в религии (ср Ос 6 6; Мих 6 6-8; Ам 5 21).

Иер 8

2 Поклонение светилам небесным было распространено при Манассии и Амоне.

Иер 9

10 "Степные пастбища... выжженные" - вероятно во время первого похода Навуходоносора (4 Цар 24 1).

24 "Знает Меня" - в "познании Господа", согласно Осии, заключается сущность религии (ср Ос 2 20); это также одна из главных тем проповеди Иеремии (ср 2 8; 22 15-16; 24 7; 31 34).

26 "Стригущие волосы на висках" - аравитяне.

Иер 10

17 "Имеющая сидеть в осаде" - персонификация израильского народа.

Иер 11

В 622 г царь Иосия предпринял религиозную реформу (4 Цар 22 3-23 27) с помощью священников и пророков. Иеремия, очевидно, принял в ней деятельное участие, отголосок чего можно найти в первой части этой главы. В ней содержится целый ряд выражений, характерных для Втор. Открытие кн Закона (4 Цар 22 8), которую большинство западных библеистов отождествляют с кн Втор, послужило стимулом для проведения этой реформы.

15-17 Обличение и пророчество, произнесенные в храме, вероятно, в тот же период, что и обращение к посещающим храм (7). "Возлюбленный Мой" - иудейский народ. "Маслина" - образ Израиля. Став поборником реформы Иосии, которая повлекла за собой упразднение местного святилища в Анафофе (Втор 12 5; ср 4 Цар 23), Иеремия восстановил против себя своих односельчан.

Иер 12

1 "Почему путь нечестивых благоуспешен?" - Этот вопрос не раз ставится в ВЗ (ср Пс 73 и Иов 21).

5 Вместо того, чтобы воздать должное врагам пророка по его просьбе. Бог возвещает ему о новых гонениях, а на вопрос о воздаянии праведным и нечестивым не дает пока ответа (ср Иов 38 1 сл; 40 1-5; 42 1-6).

9 "Другие хищные птицы" - имеются в виду набеги в Палестину после 602 г моавитян, аммонитян и жителей Едома (ср 4 Цар 24 1-2).

Иер 13

1-11 "Купи себе льняной пояс..." - символическое действие (ср 18 1; Ис 20; Иез 4, 12, 24 15 сл и т. д.). Смысл его ясен: Израиль, который Ягве надел как пояс на чресла - что символизирует тесное единение - отделился от него и, подпав под влияние языческих культов, "стал ни к чему не годен" (ст 7).

18-19 "Упал с головы вашей венец" - Иоахаз царствовал только три месяца и был уведен в плен со своей матерью в 598 г.

Иер 14

14 1-15 4 "Бездождие" - вероятно при Иехонии. На всенародное моление, сопровождающееся исповеданием грехов, и на ходатайство Иеремии Ягве отвечает отказом и предупреждает о новом угрожающем Израилю бедствии: нашествии врагов.

Иер 15

1 "Моисей и Самуил" - великие ходатаи (ср Исх 32 11; 1 Цар 7 8-12; Пс 99 6). Более поздняя традиция присоединила к ним и самого Иеремию (2 Макк 15 14).

4 "Отдам их на озлобление" - букв евр: "сделаю иудеев такими, что глядя на них и на их судьбу все народы содрогнутся". "За Манассию" - Манассия был главным виновником происходящего на протяжении 75 лет смешения культа Ягве с идолопоклонством.

10-21 Новый диалог пророка с Богом (ср 11 18; 12 5), свидетельствующий о тяжелых внутренних переживаниях Иеремии. Здесь, как и в 12 5, Ягве не только не успокаивает пророка, но требует от него нового "обращения" (ст 19), повторяя требования, предъявленные ему в связи с его призванием (стт 19-20; ср 1 9, 17-19 и введ.).

16 "Имя твое наречено на мне" - в 14 9 данное выражение отнесено к народу, а в 7 11 - к святилищу (ср 3 Цар 8 43). Смысл его таков: то, что носит имя Божие, принадлежит Ягве.

17 "Не сидел я в собрании смеющихся" - насмешники, богачи и гордецы принадлежат к той категории, которая порицается в псалмах, писаниях мудрых и Евангелии (Лк 6 25; Мф 5 3 сл).

19 "Если ты обратишься, то Я восставлю тебя" - утверждение, характерное для Иеремии. Пророк подчеркивает теснейшую связь человеческих действий с действием Божиим. При наличии доброй воли человека действие Божие становится возможным и наоборот: человек должен признать, что он ни на что не способен, если Бог не действует в нем (ср 31 18).

Иер 16

Проповедь пророков иллюстрируется не только символическими действиями (ср 18 1-17): иногда сама их жизнь становится символом и предзнаменованием (ср Ос 1 и 3; Ис 8 18; Иез 24 15-24).

6 "Терзать себя... стричься ради их" - выражение скорби по умершим; эти обычаи были запрещены Законом (ср Лев 19 27-28; Втор 14 1), однако соблюдались в Израиле (Иер 7 29; 41 5).

16-18 Пророчество, произнесенное до 598 г.

18 "Трупы гнусных своих и мерзости" - чужеземные боги, как трупы, оскверняют святую землю (ср Лев 18 25 сл; 26 30).

Иер 18

Судя по ст 12, это пророческое действие было совершено до начала катастрофы 598 г. Уже в древние времена пророки, как напр, Самуил (1 Цар 15 27-28). Ахия (3 Цар 11 29-33). сопровождали пророчества символическими действиями не по причине их большей выразительности, а из-за связи с осуществлением пророчества: считалось, что, когда действие совершено пророком, исполнение пророчества также неотменимо, как необратимо происшедшее действие. Миссия Осии осуществляется на фоне его личной драмы, имеющей символической смысл (Ос 1-3). То же мы видим отчасти и в жизни Исайи (20; символические имена его детей 7 3; 8 1-4, 18. Иеремия совершает и истолковывает различные символические действия (1 11-14; 13 1-11; 18 1-12: 19; 24; 27-28; 32). И сама его страдальческая жизнь имеет символический смысл (16 1-8): она отождествляется с жизнью народа, понесшего наказание за свои грехи. Пророк прообразует и страждущего Раба Божия. Иезекииль, в свою очередь, совершает символические действия и дает символическое толкование постигших его испытаний (4 1-3, 9-17; 5; 12 1-20; 24 3-14; 37 15-28; 4 4-8; 24 15-24, 27; 33 22). Символические действия встречаются и в ИЗ, как напр., проклятие смоковницы (Мф 21 18-19 п) и пророчество Агава (Деян 21 10-14).

18 "Не исчез же закон у священника и слово у мудрого и слово у пророка" - мнение врагов Иеремии: деятельность духовных вождей Израиля не будет прервана с исчезновением одного нарушителя общественного порядка.

Иер 20

7 Эти образы влечения и борьбы свидетельствуют о силе действия Божия на душу пророка, который тщетно пытается восставать против Бога, считая Его ответственным за свое несчастье (ср стт 14-15). В Библии редко встречается выражение такого отчаяния (ср, однако, Иов 3 1 сл; Пс 88). Все же Иеремия сохраняет уверенность в том, что Ягве - Бог милосердный, и, несмотря на тяжесть переживаний пророка, в душе его возрождается надежда (стт 11-13).

13 Слова "бедный" (евр "анав") и нищий, несчастный ("ебион") имеют у Иеремии переносный смысл (ср 22 16): они обозначают человека смиренного и кроткого, подвергающегося испытаниям и презираемого людьми, но уповающего на Бога. "Нищие Ягве" (ср Соф 2 3; в русском переводе - "смиренные земли") являются духовным потомством Иеремии.

Иер 21

13 "Жительница долины" (Кедрона) и "скала" (Офел, на которой построен царский дворец) - обращение к Иерусалиму. Образ леса (ст 14) встречается также в 22 6 сл, где он относится к драгоценному дереву, послужившему для построения царского дворца (ср 3 Цар 7 2).

Иер 22

1 "Сойди" - из храма, который возвышался над дворцом (ср 26 10; 36 12).

6 "Галаад ты у меня" - зал дворца Соломона, в котором было столько колонн, что он напоминал Галаадский лес.

10 Судьба Иоахаза, которого, после трехмесячного царствования, фараон Нехао увел пленником в Египет, плачевнее судьбы Иосии, павшего в сражении при Мегиддо (4 Цар 23 29-33).

20 "Друзья твои" - цари и вожди Иуды (ср ст 22).

Иер 23

3-8 Мессианское пророчество.

5 "Отрасль" станет позже именем собственным - одним из имен Мессии (ср Зах 3 8; 6 12).

6 "Господь - оправдание наше" - это символическое имя, данное Мессии, противопоставляется имени Седекии, означающему "Господь - мое оправдание".

9 "Сердце мое во мне раздирается" - восклицает Иеремия, тогда как в стт 10-12 говорит Сам Господь.

13 О критериях подлинного пророчества см введение к пророкам.

25 "Мне снилось" - сон может быть временем посещения и откровения Божия (Числ 12 6), но следует различать сны по их содержанию и происхождению.

33-39 "Какое бремя от Господа?" - в евр тексте игра слов: "масса" значит и бремя и предсказание несчастья, тяготеющего над кем-нибудь. Слушатели смеялись над пророком, пока его предсказания не сбылись, и спрашивали: "какое бремя от Господа?" - ибо пророчества Иеремии содержали угрозы и поэтому были тягостны. Иеремия запрещает им употреблять это ироническое выражение и, продолжая игру слов, говорит, что Господь сложит с себя бремя, т. е. Израиль.

Иер 24

1-10 Видение (ср 13 1), подобное тому, которое было Амосу (8 1-2), следует датировать прибл. 593 г. (во дни Седекии). Пророчество Иеремии (ср еще 29 1-23) соответствует предсказанию Иезекииля (11 14-21); Бог соберет среди изгнанников тех, кто будет "ходить по заповедям" Его.

Иер 25

В этой гл кратко описана пророческая деятельность Иеремии, начиная от его призвания; возвещается халдейская опасность, надвинувшаяся вплотную, что делает предсказания пророка еще более актуальными. Возможно, что Иеремия подводит здесь итог (ср ст 13) того, что он продиктовал Варуху в 605 г (ср 30 1 и 36 2 и введ.). Исторические события в это время развиваются так: Навуходоносор побеждает Ниневию в 612 г, Египет в 605 г и в том же году занимает Палестину. От начала пленения (605 г) до разрушения Вавилона в 536 г мидо-персами проходит около 70 лет.

9 "Навуходоносору, рабу Моему" - соответственно религиозному пониманию истории пророками язычники служат исполнению предначертаний Божиих (ср 42 9 сл; Ис 10 5). "Семьдесят лет" - продолжительность плена (округленно). Цифра эта повторяется в 29 10 (ср 27 7); ее указывает автор 2 Пар 36 21 и оно же лежит в основе исчисления Дан 9.

20-26 В перечне подверженных опасности народов упоминаются 4 группы, о которых говорится в гл 46-51 в той же последовательности: 1 - Египет; 2 - на Западе: филистимляне; 3 - на Востоке: Едом, Моав, Амман; 4-на Юго-Востоке: Дедан, Фема и Буз. Затем добавлены: финикийцы (ср 47 4), Елам (ср 49 34), Вавилон (ср 50-51).

26 "Сесах" - очевидно криптографическое наименование Вавилона (анаграмма).

Иер 26

Варух, которого можно считать автором этой биографической главы, резюмировал здесь проповедь Иеремии о грядущем разрушении храма (7 1-15) и описал ее последствия в жизни пророка.

10 "У входа в новые ворота дома Господня" - где царские чиновники судили, согласно установленному порядку.

18 Пророчество Михея содержало условную угрозу. Возможно, что оно повлияло на Езекию, предпринявшего реформу (см 4 Цар 18 4 сл).

24 Семья Сафана, царского писца, который поддержал реформу Иосии (4 Цар 22 8 сл), всегда была в дружеских отношениях с Иеремией. Внук Сафана, Годолия, ставший наместником Иудеи, тоже покровительствовал пророку (ср 39 14; 40 5 сл).

Иер 27

Восшествие на престол фараона Псамметиха II способствовало созданию коалиции целого ряда государств против Вавилона (593-592 г); к ним присоединилось и царство иудейское.

Иер 28

Это новая биографическая глава повествует, как и гл 27, о событиях, происшедших в 593 г.

8-9 Утверждая, что истинные пророки "предсказывали... войну и бедствия и мор", Иеремия косвенно указывает, что причина этих несчастий - грехи народа, которые они всегда обличали. О различении истинных и ложных пророков см введение к пророкам.

17 "И умер пророк Анания в том же году" - исполнение пророчества в короткий срок свидетельствовало о подлинности посланничества возвестившего его пророка

Иер 30

Большая часть т. наз. "Книги Утешения" Иеремии (30 1-31 2) была написана в период между реформой Иосии (622 г) и смертью царя (609 г). Благодаря его реформе (ср 4 Цар 23), покончившей с религиозным синкретизмом, виновником появления которого в Израиле был царь Манассия, вера в единого Бога очистилась от языч. наслоений и возродились надежды народа: упадок Ассирии дал царю возможность отвоевать Самарию и Галилею (4 Цар 23 15, 19; 2 Пар 35 18); стали ожидать возвращения пленных, уведенных в 721 г из Самарии, и восстановления царства Давида. Поэтому в кн Утешения говорится о вечной любви Ягве к Израилю (31 3, 15-20; ср Ос 11 8-9); Он возвратит народ Свой из плена (30 3; 31 2-14; ср Ос 10 11), и религиозное единство будет восстановлено вокруг Сиона (31 6; ср Ис 11 10-16). Это возвещение о том, что изгнанники вернутся, было затем распространено на Иудею, когда ее жители были в свою очередь уведены в плен. В позднейших добавлениях к пророчествам (30 8-9; 31 1, 23-26, 27, 28) Иуда и Израиль соединены, что сообщает кн Утешения Иеремии мессианское значение: Израиль и Иуда будут собраны (ср 3 18), чтобы служить на своей земле "Господу Богу своему и Давиду, царю своему" (30 9). Давидом здесь назван Мессия, ибо он произойдет из дома Давидова Т. обр., проникая в глубь исторических событий, пророк видит, как продолжает осуществляться неизменный замысел Божий и сохраняется непрерывность Союза-Завета. Собирание рассеянного Израиля неоднократно предсказывается пророками в период Плена (Ис 43 5 сл; 49 5-6. 12, 18-23 и т. д.; Иез 11 17; 20 34; 28 25; 34 12-13 и т. д.) и после возвращения в Иерусалим (Зах 10 6-12; ср Ин 11 52).

Иер 31

2 "Нашел милость в пустыне" - пророк вспоминает о Синайской пустыне, где был заключен Союз-Завет с Ягве, и предвидит новый исход - возвращение Израиля из Плена (ср Ос 2 16; Ис 40 3).

15 Рахиль, жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова и Манассиина, была погребена в Раме, недалеко от Ефрафы, в пределах Вениаминовых (Ис Нав 18 25; ср Быт 35 16-20 и 1 Цар 10 2). В наши дни Рама называется ер-Рам и находится в 9 км на С от Иерусалима. Вифлеем также назывался Ефрафой, вследствие чего стали связывать местонахождение гробницы Рахили с Вифлеемом. Поэтому ев. Матфей (2 18) относит ст Иер 31 15 к избиению младенцев в Вифлееме.

22 "Жена спасает мужа" (букв - "жена ищет своего мужа") - многие библеисты относят эти слова к возвращению Израиля из Плена, что означает в духовном плане: возвращение Израиля - неверной жены, в сердце которой снова возгорелась любовь к простившему ее мужу - Богу. Этот ст, согласно св. Иерониму, заключает в себе и мессианский смысл (ср Ис 54 5 сл).

29 Принцип личного воздаяния, который подчеркивают Иеремия и Иезекииль (гл. 18), противополагается принципу коллективной ответственности, установленному первоначальным законодательством Израиля (Исх 20 5; ср Числ 14 8).

31-34 "Новый Завет" - духовный и вселенский - который завершит и заменит ВЗ. Здесь мы достигаем вершины пророчеств Иеремии. После нарушения древнего Союза-Завета (ст 32; Иез 16 59) и неудачной попытки Иосии восстановить его замысел Божий открывается в новом свете. "Остаток" переживет катастрофу (Ис 4 3), и будет заключен вечный Союз-Завет (ст 31 - ср Ис 54 9-10). Основные положения Союза-Завета всецело сохраняются: верность людей Закону, присутствие Бога, обеспечивающее людям мир и благополучие (Иез 36 29-30), что выражается в слове Господнем: "Буду им Богом, а они будут Моим народом" (ст 33; 7 23; 11 4; 30 22; 31 1; 32 38; Иез 11 20; 36 28; 37 27: Зах 8 8; ср Втор 7 6). Особенность нового Союза-Завета заключается в следующем: 1. Бог дарует всем грешным людям возможность примирения с Собою (ст 34; Иез 36 25, 29; Пс 51 3-4, 9); 2. входит в силу принцип личной ответственности и личного воздаяния (ст 29; ср Иез 14 12); 3. религия принимает более внутренний характер: Закон более не является внешней хартией, он становится жизненным принципом, вдохновляющим "сердце" человека (ст 33; 24 7; 32 39); под действием Духа Божия у человека создается новое сердце (Иез 36 26-27; Пс 51 12; ср Иер 4 4), способное "познавать" Бога (Ос 2 20). Этот Союз-Завет, новый и вечный, снова провозглашенный у Иезекииля (36 25-28) и в последних гл кн Исайи (55 3; 59 21; 61 8; ср Вар 2 35 и Пс 51), будет заключен Христом и скреплен Его жертвой (Мф 26 28 п). Апостолы возвестят его исполнение (2 Кор 3 6; Рим 11 27; Евр 8 6-13; 9 15 сл; 1 Ин 5 20).

40 "Долина трупов" - см прим к 2 23.

Иер 33

15-16 "Возращу Давиду отрасль праведную" - Мессию, потомка Давида. Описание мессианской эры (ср Зах 4 1-14; 6 13), в которую власть царская и священническая объединятся в одном лице.

Иер 34

1-7 Этот эпизод относится, очевидно, к началу осады Иерусалима (588-587 г), когда вражеские войска еще не были сосредоточены у стен Иерусалима, но вели действия на Ю и ЮЗ (ст 7). Следовательно, Езекия мог еще избежать катастрофы, подчинившись, как Иоаким в 605 г.

Иер 35

1-19 Эпизод, относящийся к концу царствования Иоакима, когда вавилоняне в первый раз осадили Иерусалим (598). Начиная прибл. с 602 г, вторжение вооруженных отрядов в Палестину происходило постоянно (ср 4 Цар 24 2), так что жители многих селений стали покидать поля и искать убежища в Иерусалиме (Иер 35 11).

2 "Рехавиты" - кочевое племя, потомки кинеян (1 Пар 2 55). Они всегда были верными исполнителями Закона (Суд 4 11; 5 24; 1 Цар 15 6; 27 10; 30 29).

19 "Муж, предстоящий пред лицом Моим" - чаще всего священник, исполняющий богослужебные обязанности, но это выражение применимо и к простому верующему.

Иер 36

1 "В четвертый год Иоакима", т. е. в 605 г, царь подчинился Навуходоносору и с тех пор чувствует себя в безопасности.

9 В декабре 604 г.

Иер 37

5 Фараон Вафрий, которого Геродот называет Априем, царствовал с 539 по 569 г.

Иер 39

1-2 Осада Иерусалима длилась 18 месяцев, с декабря-января 589-588 г по июнь-июль 587 г.

15-18 Эти стт служат продолжением гл 38 13. Авдемелех вознагражден за то, что возложил упование на Бога и не побоялся заступиться за Иеремию.

Иер 40

6 "Массифа" - древнее израильское святилище в 13 км к С. от Иерусалима (ср Суд 20 1; 1 Цар 7 5; 10 17).

14 Ваалис еще сопротивлялся Навуходоносору и не мог одобрить поступка Годолии, подчинившегося врагу. Измаил происходил из рода Давидова (ср ст 8), и Годолия был для него выскочкой.

Иер 41

5 Для многих израильтян, живущих на севере, Иерусалим был - или стал после реформы Иосии (4 Цар 23) - великим святилищем. Культ продолжался в храме, несмотря на разрушение города.

Иер 42

Иеремия продолжает исполнять (ср 15 11) миссию великих ВЗ-ных ходатаев перед Богом (Быт 18 22-33; Исх 32 11; ср 2 Макк 15 14).

Иер 43

10 Язычники служат исполнению божественных предначертаний.

11 Завоевание Египта Навуходоносором, предсказанное Иезекиилем (29 19; 30 10) и совершившееся в 568-7 гг.

Иер 44

Иеремия обращается ко всем иудеям, живущим в Египте: "в Магдоле, Тафнисе, Нофе или Мемфисе" - городах Нижнего Египта, в земле Пафрос (букв. по-египет. - южная земля) - в Верхнем Египте. Элефантинские папирусы (на остр. Элефантине напротив Ассуана уже в начале 6 в. до Р. Х. находилась евр. колония) свидетельствуют, что число евр жителей в Египте во времена владычества персов было значительно.

26 "Жив Господь Бог" - иудеи, почитавшие языч. "богиню неба", т. е. Иштар, в то же время призывали Ягве, Бога Израилева.

30 Фараон Вафрий или Априй (589-569 - ср 37 6), преемник Нехао, был убит Амасисом, князем ливийским. Это предсказание Иеремии, в скором времени осуществившееся (ср 28 15-17), являлось знамением, подтверждающим, что и все остальное, предсказанное пророком, исполнится: речь идет о нашествии Навуходоносора в 568-67 гг (ср 43 10-12).

Иер 45

1 В 605 г (ср 36 1).

Иер 46

2 "При реке Евфрате в Кархемисе" - где можно было перейти реку вброд, чтобы проникнуть в Сирию. В 605 г фараон Нехао (609-594) был там разбит Навуходоносором (605-562), который после этой победы овладел Сирией и Палестиной (ср 4 Цар 24 7).

15 "Отчего сильный твой опрокинут?" - "сильный", т. е. священный бык Апис, воплощение бога Птаха, покровителя Мемфиса. Этому идолу противопоставляется единый истинный Бог, "Сильный Израилев" (Ис 1 24) или "Сильный Иаковлев" (Ис 49 26; 60 16).

17 Речь идет о фараоне Вафрие, обманувшем Седекию в 588 г, пообещав ему помощь.

25 "Аммон, который в Но" - свящ. бык, бог Фив; "Но" - египетское название этого города (ср Наум 3 8; Иез 30 14-16).

Иер 48

7 "Хамос" - национальный бог моавитян (стт 13 и 46; ср Числ 21 29; 3 Цар 11 7, 33).

13 Моавитяне присоединились к вавилонянам, чтобы подавить восстание Иоакима (4 Цар 24 2; Иер 27 3). "Вефиль" - северное святилище, соперничавшее с Иерусалимом после раскола (ср 3 Цар 18 29; Ам 7 13).

32 "Отрасли твои простирались за поре", т. е. за Мертвое море на З.

40 "Орел" - Навуходоносор.

Иер 49

1 Аммонитяне захватили территорию колена Гадова, после того как Феглаффалласар увел в плен жителей Северного царства (4 Цар 15 19); во времена Иеремии аммонитяне, как и моавитяне, проявили свою враждебность к иудеям (4 Цар 24 2). "Малхом" - национальный бог аммонитян.

7-10 Это пророчество можно датировать прибл. 605 г. Едомитяне славились своей мудростью (ср Иов 2 11; Вар 3 22-23 и т. д.). Они враждовали с Израилем (Иез 35 15: Плач 4 22). Исав был предком едомитян (Быт 25 30; 36 1).

23-27, 28-33 Имеется, по-видимому, в виду нашествие Навуходоносора в 605 г (ср Ис 10 9), распространившееся и на Аравию.

34-39 "Елаи" - так назывались плоскогорья к В от Месопотамии, откуда хлынули мидо-персидские войска. Иеремия с 597 г предвидел завоевание Елама персами.

Иер 50

В пророчествах этой главы перемежаются две темы: падение гордой столицы Вавилона и возвращение евреев из Плена. Иеремия ждал наступления этих событий, но в отдаленном будущем (ср 27 7; 29 10. 28). Здесь же падение Вавилона представляется близким.

21 "Иди на нее, на землю возмутительную" (букв. землю "Мератайим" - по-вавилонски - лагуны) - приказание наступать на Вавилон со стороны устья Тигра и Евфрата.

Иер 51

59-64 Это символическое действие (ср 18 1-4), которое должно было временно оставаться в тайне, было совершено прибл. в 593 г. Оно свидетельствует о вере пророка в непреложность слова Божия, в также и о понимании им реального положения. Иеремия увещевает подчиниться Вавилону, хотя не скрывает его преступлений.

Иер 52

Содержание этой главы совпадает с 4 Цар 24 18-25 30 и Иер 39 1-10, но в ней есть некоторые добавления. Она дополняет кн Иеремии, так же как И с 36-39 дополняет кн Исайи. В ней показано исполнение грозных предостережений пророка и, как и в 4 Цар, возвещается - в заключительных стт - лучшее будущее, тоже предсказанное провидцем Иеремией.

28-30 Это краткое сообщение, находящееся только у Иеремии, воспроизводит, по-видимому, вавилонский документ; в нем указаны одни только взрослые иудеи. Годы царствования Навуходоносора соответствуют вавилонскому летоисчислению, в котором не принимается в расчет год восшествия царя на престол.

30 Следовательно, даты трех переселений: 598, 587, 582 г. Последнее переселение имело, очевидно, место после аммонито-моавитского восстания, в котором могли принять участие иудеи.

31 В 562 г.

34 Кн Иер завершается рассказом о милости, оказанной Иоакиму, символизирующей окончание Плена Вавилонского.