Краткий толкователь

Иф 1

В действительности Навуходоносор был царем Вавилонским (664-562). Здесь он представлен в образе могущественного и нечестивого повелителя, врага Израиля (ср Дан 3 98). Ниневия была разрушена его отцем Набопаласаром в 612 г.

5 "Арфаксад" - неизвестен истории.

6 "Нагорная страна" - высокие плоскогорья западного Ирана.

Иф 2

1 "18 год" царствования Навуходоносора, т. е. 587 г., год взятия Иерусалима. Автор противопоставляет этому скорбному воспоминанию рассказ о победе Иудифи.

5 "Господин всей земли" - официальный титул персидского царя.

7 "Приготовлять землю и воду" - персидское выражение, означающее: открыть путь войску и снабдить его необходимым.

Иф 3

8 "Чтобы все языки и племена их призывали его как Бога" - ассирийские и вавилонские цари никогда не имели таких претензий. Селевкиды же, по примеру Александра Македонского, стали требовать, чтобы им воздавались божеские почести.

Иф 4

3 Автор группирует далекие друг от друга события, представляя возвращение из Плена и заселение Иерусалима (539-400) - быть может и очищение храма после гонения Антиоха IV (165 г.,), как происшедшие при жизни Навуходоносора. Этот метод художественного построения рассказа свойственен назидательным книгам Библии (см введение).

6 Города "Ветулия" и "Ветомесфем" не упоминаются в других письменных документах древности.

Иф 5

5 Эпизод с Ахиором, "братом света", напоминает эпизод с Валаамом (Числ 22). Сам Ахиор как будто списан с образа мудрого и добродетельного Ахиахара (ср Тов 1 21). Свящ. история избранного народа излагается здесь в ее богословском истолковании: как деяния Бога в истории, что многократно утверждается в ВЗ (особ. в Пс 78, 105, 106; ср Иез 16, 20; Прем 10 сл) и в НЗ (Деян 7). Тем самым подготавливается выступление Иудифи перед Олоферном.

8 "Бог неба" - персидское выражение (ср Езд 5 11 сл; 6 9 сл и Елефантинские папирусы). В Библии оно часто влагается в уста неиудея, говорящего о Боге Израиля (ср Дан 2 18).

"В Месопотамию", т. е. в Харран арамейский.

24 Религиозному пониманию истории, изложенному Ахиором, противополагается чисто человеческое понимание: везде торжествует сила. Вся книга иллюстрирует тезис Ахиора, повторенный Иудифью.

Иф 7

28 Наказание за индивидуальный грех связано здесь с наказанием народа за "грехи отцов". Согласно древней вере Израиля, преступления, совершенные каким-либо лицом, тяготели над всем народом.

Иф 8

1 "Иудифь" значит иудеянка. Она олицетворяет свой народ (см. ее хвалебную песню 16 2, 4 и далее). Прообразом ей служит Иаиль (Суд 4 17-22).

17 Старейшины Ветулии неправы, когда они, подобно Иову (38 2), судят замысел Божий о человеке, как бы сомневаясь в его мудрости. Им следовало бы смириться и молчать. Автор кн. Иудифи призывает с сыновним доверием обращаться к Богу. Здесь мы видим уже христианский подход к молитве.

20 Точка зрения Ахиора, которую Иудифь излагает Олоферну. Вместе со своими соотечественниками она приступает к национальному испытанию совести и заключает, что в народе нет идолопоклонства, издревле обличавшегося пророками (что соответствовало действительности в конце эпохи второго Храма).

25 "Испытует нас, как и отцов наших" - несчастье, постигающее праведного, - не кара, а испытание. Автор кн Иова не пришел еще к постижению этой истины.

Иф 9

1 Автор часто упоминает Иерусалим, Храм, служение первосвященника (4 2-3, 6-8; 5 19; 8 21-24; 9 8-13; 15 8; 16 18).

7 Высокомерие язычников, гордящихся своей военной силой, всегда было соблазном для Израиля и давало повод уповать на помощь Божию.

11 "Спаситель безнадежных" - упоминание смиренных "бедняков", возлагающих все упование на Бога, характерно для благочестия ВЗ.

13 "Слова истины" - уверения Иудифи, что слова ее истинны (ср 11 5, 10), хотя она и намерена обмануть Олоферна (11 12-19), следует рассматривать в историческом контексте эпохи праотцев (ср Быт 27 1-25; 34 13-29; 37 32-34) и браней Ягве (Ис Нав 2 1-7; Суд 4 17-22): обман врага не считался тогда предосудительным поступком.

Иф 11

5 В обращение Иудифи к Олоферну искусно вплетается двусмысленность. "Дело" и "господин", о которых говорится в ст 6, понимаются различно Иудифью и слушающим ее Олоферном. Та же двусмысленность в ст 16. В ст 8 Иудифь восхваляет мудрость Олоферна и в то же время пытается его обмануть.