Соборное Послание святого Апостола Иакова

Кроме четырнадцати посланий Ап. Павла, дошли до нас еще семь посланий других Апостолов: одно Иакова, брата Господня, два послания Петра, три послания Иоанна, одно - Иуды. В четвертом веке был составлен из них отдельный свод, под общим наименованием соборных (т. е. окружных) посланий, так как они обращены не к отдельному лицу или к одной поместной церкви, но к более широким кругам верующих и отвечают на запросы общецерковные. Начинался свод соборных посланий обычно с древнейшего, послания Иакова; второе и третье послание Иоанна (два кратких письма) служили приложением к основному, первому.

Ап. Иаков, сын Алфея Клеопы, один из Двенадцати, именуется Младшим, в отличие от Иакова Старшего, сына Зеведеева, и братом Господним (Гал 1 19), потому что его мать, Мария (Мф 27 56), приходилась родственницей Матери Иисуса. Он был первым епископом Иерусалима и, вместе с Петром и Иоанном, почитался, по свидетельству Ап. Павла (Гал 2 9), столпом Церкви. Даже Иудеи, не принявшие Благовестия, звали его праведным; но и всеобщее почитание не оберегло свидетеля Христова от ярости толпы, убившей его в 62 (66) году, через двадцать лет после мученической кончины Иакова Старшего.

Ап. Иаков обращается к верующим во Христа из всех двенадцати колен Израиля, живущим в рассеянии по странам языческим: следовательно, по букве написанного, к Израильтянам крестившимся, в смысле же иносказательном ко всей Церкви, как духовному Израилю (Рим 9 6-8). Праведник, укорененный в староотеческом благочестии, но пламенеющий новозаветною ревностию, непорочный, братолюбивый, справедливый, недруг богатства и гордыни, друг молчаливых чтителей Бога не на словах, а на деле, в изречениях и уподоблениях, полных библейской сладости и мудрости сердцеведческой, увещевает пастырь добрый повсюду рассеянных братьев во Христе быть верными без двоедушия, терпеливыми до конца, деятельными в любви, сильными в молитве, всегда готовыми встретить в одежде чистоты пришествие Господне. Послание, упоминаемое в древнейших источниках, принадлежит к самым ранним памятникам новозаветной письменности. Оно не содержит еще никаких указаний на разгоревшиеся в шестом десятилетии споры о том, обязательны ли обрядовые предписания Закона Моисеева для обратившихся в христианство язычников. Написано, по-видимому, около 60 года.


Краткий толкователь