Послание к Галатам святого Апостола Павла

Галатией называлась первоначально внутренняя область Малой Азии, заселенная около 300 г. до Р. Х. кельтским племенем Галатов (Галлов). В составе Римской империи эта область образовала обширную провинцию того же имени, в пределы которой вошли, кроме исконной Галатии, также и страны, лежащие к югу от неё, напр. Ликаония и Писидия. Эти последние Ап. Павел посетил еще во время своего первого путешествия по землям языческим (45-49 гг.). Заходил ли он дальше на север, некоторым исследователям кажется сомнительным; галатскую паству составляли, по их мнению, христиане только южной окраины, и к ним пишет Апостол в годы своего второго путешествия (49-52 гг.). Но едва ли не с большей вероятностью другие историки предполагают, что как в эти годы, так и в начале третьего путешествия (в 53 году) он не ограничился обходом прежде основанных им на юге общин, но посетил и новые места, и что послание, обращенное им к церквам Галатии вскоре (Гал 1 6) после вторичного (Гал 4 13) их посещения, написано было в 54 году в Ефесе.

В галатских общинах численно преобладали бывшие язычники; остальные были Иудеи. В среде последних искони тлело враждебное недоверие к Апостолу язычников; в его отсутствие эта глухая вражда вспыхнула пламенем открытого сопротивления. Противники Павла оспаривали законность его посланничества и подлинность его благовестия, так как он учил, что Евангелие отменяет обрезание, и не требовал от крестившихся соблюдения обрядовых и бытовых предписаний Моисеева Закона. Своим посланием Апостол ищет укрепить Галатов в их правом сопротивлении иудействующим лжеучителям. Он говорит в первых двух главах послания о божественном источнике своего учительства, в средних двух - о спасении верою в Иисуса Христа, упраздняющею прежние отношения между Богом и человеком, основанные на Моисеевом Законе; наконец, в последних двух - о духовных началах христианской жизни.

Подлинность послания установлена древнейшими свидетельствами: оно упомянуто в перечне канонических писаний Нового Завета, составленном во втором веке; на него ссылаются Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан.


Краткое толкование