Краткий толкователь

Исх 1

8-11 "Новый царь" - Рамзес II (1290-1224). В начале 13 в. он перенес свою резиденцию в Дельту и назвал ее Пер-Рамсес (дом Рамсеса). Другим важным центром стал Пифом. Эти указания имеют значение для датировки Исхода (см. введение в Пятикнижие). "Фараон" (егип. - "Пер-аа") означает "Великий дом", т. е. Дворец царя, а с XVIII династии - самого царя.

Исх 2

10 Народная этимология имени "Моисей" (евр. "Моше" от гл. маша - выловить, напр, из воды, т. е. спасенный). По мнению совр. филологов, мосес - сокращенная форма египетского имени, означающего дитя, сын, рожденный. Имя, данное дочерью фараона, очевидно египетское. В Евр 11 24-26, на основе иудейского предания, утверждается, что у Моисея еще до его призвания пробудилась тяга к вере отцов. По другому преданию, приводимому ап. Лукой, Моисей был научен "всей мудрости египетской" (Деян 7 21-22).

15 "Земля Мадиамская" - место обитания мадиамитян, евр. племени, происходившего от Авраама (Быт 25 2). Предполагалось, что она находится в Аравии, на востоке от залива Элат (Акаба). Согласно же указанию 3 Цар 11 18, Мадиам расположен между Иудеей и Фараном, на Синайском полуострове: там должно находиться место, где Бог явился Моисею (греч - "Мадиан", "Мадиам").

18 "... Рагуилу, отцу своему" - северная традиция называет его Иофором.

24 "И услышал Бог" - антропоморфное выражение, как и Быт 8 1, означающее действие Промысла Божия.

"Призрел" - оказал милосердие.

Исх 3

1 "Хорив" озн. разрушитель, что может символизировать явление Бога в огне. Другое название этой горы - Синай - происходит от имени бога (богини) луны на одном из ханаанских диалектов. "Гора Божия" - эта гора была, по-видимому, местом богопочитания у мадиамитян.

2 "Ангел Господень" - в данном случае означает не тварное существо, а образ Богоявления. Библ. выражения: имя, слава, лице Господне, "Я", как и "Ангел Господень", обозначают Самого Бога, поскольку Он становится доступным восприятию человека через какое-либо опосредствованное явление. Некоторые Отцы Церкви отождествляют "Ангела Господня" с Сыном Божиим.

"Куст" горящий, но не сгорающий, символизирует действие Бога как огня воспламеняющего, в частности Откровение Божие. "Неопалимая Купина" есть прообраз и тайны Богочеловечества - соединения Божественной и человеческой природы - и Богоматеринства, сочетания в Богоматери девства и материнства, пламенной любви к Богу и к людям.

5 Свидетельство о том, что Богоявление может стать губительным для человека, если он не очистит себя (ср Ис 6). "Земля Святая" - место особого присутствия Божия.

14 Бог открывает Свое имя Моисею: "Я есмь Сущий", букв. "Я есмь Тот, Кто (или: То, что) Я есмь) или: Тот, Кто есть - в третьем лице - Яхвех, откуда и произошло имя Яхве или Ягве).

Как полагают экзегеты, "Ягве" происходит от "хава", архаической формы глагола "хайя" - быть. Это не определение Бога, а своего рода указание, относящееся к будущему: там, где ты будешь, и Я буду, - призыв Бога, входящего в историю избранного народа, среди которого Он хочет обитать. Иными словами: Моисей на опыте познает действенное присутствие Бога среди людей, затем он помогает своему народу пережить это Богоприсутствие. После Плена иудеи перестали произносить имя Ягве, в греч переводе имя Божие везде заменено словом кюриос, а в слав-рус - словом Господь.

18 Исход есть акт веры, смелый уход в неизвестность. Люди должны поверить словам Моисея, ибо у них нет реальной надежды вернуться на родину праотцев. Поэтому Исход должен начаться с возрождения веры патриархов, с поклонения Богу Израилеву, Который был оставлен многими ради богов Египта.

Исх 4

11 Моисей не верит в свои силы, но Бог ободряет его. Это характерная черта пророческого призвания (ср Иер 1 4-10).

21 "Ожесточу сердце его" - подобные выражения часто встречаются в евр текстах. Богу, первопричине всего, приписывается то, что совершается человеком: но при этом не отрицается свобода действия человека и ценность или греховность его поступка, этой свободой обусловленная. Другое возможное объяснение: человек в состоянии падения привязан ко всему земному и потому он склонен противиться.

22 Здесь впервые об израильском народе говорится как о первенце, т. е. как о народе избранном, и о правах первородства (ср Ос 11 4), неотделимых от соответствующих обязанностей (ср Иер 31 9; Сир 36 5; Втор 14 1-2).

24-26 Вот одна из возможных интерпретаций этого неясного рассказа: Моисей либо не был обрезан, либо этому обряду значения не придавал, т. к. не совершил его над своим сыном. Возвращаясь в Египет, он тяжело заболел, так что можно было опасаться смертельного исхода. Сепфора увидела в нарушении закона об обрезании причину недуга Моисея. Чтобы умилостивить Господа, она обрезала сына и символически обрезало Моисея, т. е. коснулась крайней плотью сына крайней плоти (букв. ног) Моисея. "Жених крови" - по древнему обычаю люди, участвовавшие в обряде, связанном с кровью, становились кровными родственниками.

Исх 5

7 В Египте глину смешивали с молотой соломой для придания большей прочности кирпичам.

Исх 6

3 Возвещение имени Ягве (в рус тексте: Господь) означает новую ступень откровения. Прежнее наименование Эл (Бог) было общим у семитских народов. Откровение нового имени ознаменовало начало промыслительных деяний Господа, созидающего народ Божий, ставший предтечей и прообразом Церкви.

4 Подтверждение Союза-Завета (ср Быт 12 2; 17 1-7).

Исх 7

1 "Я поставил тебя Богом фараону..." - по аналогии: "ты будешь действовать могуществом Божиим" (ср 4 16: "ты будешь ему вместо Бога").

12 Свящ. писатель хочет показать, что сила Божия восторжествовала над усилиями волхвов" посредством магических явлений воспрепятствовать влиянию Моисея на фараона.

14 Эпическое сказание о борьбе Моисея с фараоном дает типологию противления человека воле Божией. Явные и грозные знамения не изменяют волевой направленности человека; он только ожесточается. Очевидность чудес сама по себе еще не приводит к вере. Исторической основой сказания о "казнях" явились стихийные бедствия, с особой силой поразившие в то время страну. Хотя некоторые из этих явлений могли происходить по естественным причинам, автор, описывая их сосредоточенными во времени и интенсивно проявляющимися и утверждая, что они были предсказаны Богом, свидетельствует о действии силы сверхъестественной: Сам Бог спасает Свой народ "мышцею простертою", т. е. карающей врагов.

Исх 10

21 "Осязаемая тьма" - вероятно тучи песка и пыли, которые приносит иногда в дельту Нила иссушающий восточный ветер.

Исх 11

5 Бог всегда утверждал Свое право на начатки и первины (Исх 12 12; 22 29 и сл; Числ 3 11-13; Втор 15 19); первенцы, пощаженные при исходе из Египта, будут его уделом.

Исх 12

2 С этого времени первым месяцем года будет считаться Авив (месяц колосьев - наш апрель-май). После Плена он стал называться Нисан, согласно вавилонской терминологии.

6 Праздник Пасхи начинается вечером (букв. между двумя вечерами: первым вечером считалось время, когда солнце начинало заходить, а вторым вечером - полная темнота).

7 Древний обычай, сохранившийся до наших дней у кочевников Аравийской пустыни, цель его: предохранить от какого-либо несчастья. Кровь рассматривалась уже в древности как символ искупления, очищения и примирения.

11 Ср. предписания богослужебного календаря (в Лев 23 5-8 и Втор 16 1-18) и закон (Числ 28 16-24). Возможно, что эти два обряда разного происхождения: Пасха (евр. "Песах" Вульг переводит: "прохождение") была скорее праздником пастухов, приносящих в жертву первенцев стада, а опресноки - скорее праздник земледельцев, приносящих первины жатвы ячменя. Эти весенние праздники слились очень рано. В связи с Исходом из Египта - событием решающим для призвания Израиля - эти обряды приобрели совершенно новое религиозное значение: они символизировали спасение, принесенное народу Богом, что и объясняет сопровождавшее праздник поучение, 12 26-27; 13 8. Таким образом еврейская Пасха подготавливала Пасху христианскую: Христос, Агнец Божий, умерщвляется (на Кресте) и дается в снедь (на Тайной Вечере) в рамках традиционного празднования еврейской Пасхи (Страстной седмицы). Так Он приносит миру спасение, и литургическое возобновление этого искупительного дела становится центром христианского богослужения, - Евхаристией, являющейся жертвоприношением и трапезой.

22 Иссоп - ароматное растение, употреблявшееся при обрядах очищения.

23 Губитель - ангел-губитель (Евр. 11 28; истребитель - Числ 14 37 и 1 Кор 10 10), воздающий "отмщение" Божие. Ср Быт 19 1; 2 Цар 24 16; 4 Цар 19 35. В двух последних текстах он назван "Ангел Господень", но отличен от Бога (в ином смысле Быт 16 7).

48 Поселившийся в Израиле чужеземец, гер, живет по особому статуту, как метек в Афинах и инкола в Риме. Живя в Ханаане, праотцы также были там чужеземцами (Быт 23 4), как впоследствии израильтяне в Египте (Быт 15 13; Исх 2 22). После завоевания Св. Земли происходит обратное: полноправными гражданами страны становятся сами израильтяне, проживающие же в стране иноземцы подчиняются определенным законам (Лев 17 15; 24 16-22), напр, они должны соблюдать субботу (Исх 20 10; Втор 5 14).

Исх 13

1 "Освятить" - посвятить Богу через особый религ. обет.

14 Праздничная формула, напоминающая об освобождении из рабства.

15 "Выкупаю" - первенец принадлежит Богу. Отец как бы отдает за него залог в знак того, что он принадлежит ему условно, ибо подлинный Отец и Владыка первенца - Бог (ср Быт 22).

17 Здесь собственно начинается Исход - движение народа Божия в пустыню. "Дорога филистимская" - более позднее название дороги, ведущей в Палестину вдоль моря на северо-восток.

20 Юго-западная оконечность дельты, рубеж Египта и пустыни Сур.

21 "Столп облачный" и "огненный" - знаменуют присутствие Божие (ср Исх 40 34-38; Лев 16 2). Это зримое богоприсутствие именуется также Славой Господней (см Исх 24 15-18; Иез 8, 9). Такие образы и понятия часто встречаются в мистическом богословии.

Исх 14

15-18 Переход через Чермное, или Красное, море (по LXX) или "Горькие озера" или "Море тростников" (по-евр так назывался один из заболоченных заливов Красного моря в области, где теперь проходит Суэцкий канал), остался в ВЗ-ном предании одним из самых ярких и поучительных проявлений провиденциальной помощи Ягве Его народу, а в христианском предании он прообразует спасение, даруемое прежде всего через таинство крещения (1 Кор 10 1-2), освобождающее христианина от рабства диаволу. Путь же в Землю Обетованную прообразует НЗ-ный путь в Царство Божие.

21 Сильный ветер обнажил дно в мелководье, и израильтяне смогли уйти от погони. Здесь действие естественных сил чудесно проявилось в нужный момент.

29 Как полагают многие толкователи - это поэтический образ, а не точное описание события.

31 Чудесное спасение совершило переворот в умах рабов, забитых и униженных веками. Они поверили в миссию пророка и могущество Бога.

Исх 15

В благодарственном псалме, воздающем хвалу Богу после уничтожения войск фараона, широко развертывается тема чудесного спасения народа Божия. В него включается совокупность чудес Исхода, завоевания Ханаана и даже построение Храма Иерусалимского. Смысл гимна: Господь есть единственный Владыка мира и истории. Песнь эта читается и поется в Великую Субботу.

24 Трудности путешествия по пустыне часто вызывают ропот: Израиль, проявляющий себя как народ строптивый, отвергающий благодеяния Божии, есть образ души, противящейся Божией благодати.

Исх 16

13 Над Синаем пролегает путь переселения перепелов. Изнуренные долгим полетом, они нередко массами падают на землю.

14-31 Эта невиданная евреями "манна", как иней покрывавшая землю по утрам, была, по-видимому, застывшим соком кустарника тамариска, выпадающим в виде крупиц. Он отделялся от стеблей в местах, прокушенных насекомыми. Бедуины до сих пор употребляют его в пищу. Вне зависимости от того, были ли это природные явления или нет, здесь утверждается непосредственное попечение Бога о Своем народе. Манна, прославляемая в псалмах и кн Прем, становится символом небесного хлеба, который питает верующих, а в христианском предании (ср Ин 6 26-58; 1 Кор 10 3) - прообразом Евхаристии, духовной пищи Церкви как истинного Израиля на путях ее исхода в небесную отчизну.

Исх 17

6 В истечении воды из камня ап. Павел видит живительное действие благодатной силы Христовой, утоляющей духовную жажду. "Камень, из которого потекла вода, есть Христос, для неверных сухой и упорный, а как скоро кто приложит жезл веры, делающийся удобоприемлемым для жаждущих и текущим внутрь приемлющих Его" (Григ. Нисс.).

8 Амаликитяне - синайские бедуины, непримиримые враги Израиля, впоследствии совершавшие набеги на Палестину.

11 "Поднимал руки" - слова, обозначающие напряженную молитву.

Исх 18

14-27 Иофор пользуется духовным авторитетом у Моисея. Он "советует" (ст 19) Моисею, как разграничить сферы судопроизводства. Пророк остается духовным вождем, а второстепенные дела должны разбирать поставленные им лица.

Исх 19

Союз-Завет, заключенный с Ноем, относился ко всему человечеству (Быт 9 9), а Союз-Завет с Моисеем запечатлел избранность народа и подтвердил обетования (6 6-8), подобно тому как Союз-Завет с Авраамом (6 5) подтвердил первые обетования Божии (Быт 17). Синайский союз обязывает весь народ, который получает определенный Закон: десять Заповедей и книгу Завета. Этот Закон в расширенном виде становится хартией иудаизма, и Сир 24 9-27 отождествляет его с премудростью. В то же время он является и "свидетельством против народа" (Втор 31 26), ибо в результате нарушения этого Закона обетования перестают быть действенными, и нарушители навлекают на себя Божие проклятие.

6 "Царство священников", т. е. служителей Бога, посредников между Ним и другими людьми (Лев 10 3). "Народом святым", т. е. посвященным Богу, принадлежащим Ему. Это обетование получает свое конечное осуществление в духовном Израиле, в Церкви, в которой верующие именуются "святыми" (Деян 9 13) и в единении с Первосвященником-Христом приносят Богу жертву хваления (1 Петр 2 5, 9; Откр 1 6; 5 10; 20 6).

12 Запрет, целью которого является пробуждать благоговение, трепет перед тайной ("Страх Божий" ср Притч 1 7).

16-19 Бог проявляет Себя в грозе: Он не только Владыка сил природы, Его теофания (явление) выражает Его величие и трансцендентность.

Исх 20

2 Первые слова Декалога (Десяти Заповедей). Они сохранились и в другом варианте (Втор 5). Оба варианта близки по форме и не противоречат общему духу Декалога, который обнимает всю сферу религиозной и нравственной жизни

3-11 Заповеди 1-4 касаются отношения человека к Богу. В истории религий первая Заповедь - совершенно исключительная, неизвестная другим религиям древности вероучительная истина. О 2-ой заповеди см. прим к Исх 32 1.

12-17 Заповеди 5-10 касаются отношений между людьми. Они свидетельствуют о том, что не ритуал, а человечность и отказ от зла - первостепенные религ. обязанности верующего. Христос суммирует эти два аспекта Декалога в виде двух "главных" Заповедей - о любви к Богу и к ближнему (Мф 22 36-40). Для НЗ Декалог - основа Моисеева учения - имеет непреходящее значение. Поэтому Иисус говорит: "Не нарушить пришел Я, но исполнить" Закон (Мф 5 17).

7 Здесь может подразумеваться, кроме клятвопреступления (Мф 5 33) и лжесвидетельства (ст 16 и Втор 5 20), всякое злоупотребление именем Божиим. В послепленную эпоху, чтобы вернее избежать всякого греха против этой Заповеди, перестали произносить само имя Ягве. Его заменяли другими наименованиями, напр., Адонаи (Господь) Предвечный, Всевышний, Святой, или даже словами: Имя, Место, Небо, указывая т. обр. на величие, святость или иное свойство Бога.

8 Название субботы непосредственно связывается в Библии с корнем глагола, означающего "перестать", и "быть праздным": день еженедельного отдыха посвящен Богу, чтобы человек помнил о Творце, которому принадлежит вся его жизнь. С религиозной мотивировкой соединяется забота о человеке (Исх 23 12; Втор 5 14). Соблюдение субботы получило особое значение со времени Плена и стало одной из отличительных черт иудаизма (Неем 13 15-22; 1 Макк 2 32-41). Законнический дух превратил радость этого дня в нечто принудительное, от чего Иисус освободил Своих учеников (Мф 12 1 сл п; Лк 13 10 сл; 14 1 сл).

21 "Мрак" символизирует невыразимую тайну Божественного. Этот символ часто встречается в писаниях христ. мистиков.

22 Начало культового, гражданского и уголовного законодательства, которое именуется Книгой Завета (см. 24 7) или "Сводом Завета" и включает Исх 20 22-23 33. Эта книга есть расширенное толкование Декалога, приспособленное уже к потребности оседлого образа жизни, но дух Моисеева учения продолжает пронизывать и эти постановления и заветы. На протяжении ВЗ-ной истории многие культовые и гражданские установления подвергались изменениям и отменялись. В НЗ-ную эру большинство из них было упразднено, ибо на смену Закона приходит Благодать (Ин 1 17; Гал 2 15-19). Однако нравственные предписания Закона не теряют силу, а лишь доводятся до совершенства (Мф 5 21-48).

24 В противоположность Втор 12 5, в книге Завета признается существование различных мест поклонения.

Исх 21

13 В обществе, где родовая месть еще не сменилась государственным правосудием, учреждение городов-убежищ защищает невольного убийцу от кровного мстителя (ср Числ 35 19). Убежищем сначала было святилище (3 Цар 1 50; 2 28-34), но совершитель предумышленного убийства не имел права убежища (ст 14).

25 Закон возмездия (ср Лев 24 17-20; Втор 19 21). встречающийся также в своде законов Хаммурапи и в ассирийских законах, имеет социальный, а не индивидуальный характер. Налагая наказание, соответствующее причиненному вреду, он стремится ограничить крайности мести (ср Быт 4 23-24), Самым простым случаем является смертная казнь убийцы (стт 31-34; ср 21 12-17: Лев 24 17). В действительности, применение этого правила, по-видимому, уже очень рано потеряло свою первоначальную жестокость. Обязанности "кровного мстителя", го'эла (Числ 35 19), постепенно ограничивались вплоть до того, что свелись в основном к выкупу (Руф 2 20) и к покровительству (Пс 19 15; Ис 41 14). Принцип оставался в силе, но в смягченной форме (Сир 27 25-29; Прем 11 16; ср 12 22). Израильскому народу предписывалось прощать своим соотечественникам (Лев 19 17-18; Сир 10 6; 27 30-28 7); впоследствии Христос расширил сферу применения этой Заповеди (Мф 5 38-39; 18 21-22).

Исх 22

21-24 Пришельцами (евр. "герим") назывались иноплеменники, жившие в Палестине.

25 Запрет ростовщичества.

Исх 23

4-5 Заповедь, запрещающая платить злом за зло. Предвосхищение НЗ-ной этики.

14 "Три раза в году празднуй Меня" - здесь предписаны три основных праздника: Пасха и День Опресноков, связанный с началом жатвы ячменя; празд. Пятидесятницы или седмиц - начало "жатвы пшеничной" - праздновавшийся через семь недель (Втор 16 9), или через 50 дней (Лев 23 16) - откуда и название "пятидесятница" (греч и рус); праздник Кущей, связанный с собиранием плодов в конце года (Втор 16 13 - "кущами" наз. шалаши из зелени, подобные тем, которые ставились в виноградниках при сборе урожая). И в НЗ-ной Церкви один из праздников - Преображение - связан с днем благословения плодов. Впоследствии к указанным праздникам добавились еще другие: религиозный Новый Год (Лев 23 24), День Очищения (Лев 16 и 23 27-32). Пурим (Есф 9 24-26), праздник Обновления (1 Макк 4 59), день Никанора (1 Макк 7 49).

19 Хананейский обычай язычников-скотоводов, согласно финикийским текстам из Угарита.

31 Указанные здесь границы: Акабский залив, Средиземное море, Синай и Евфрат - представляют собой максимальные границы царства Давида и Соломона (3 Цар 4 21, ср Числ 34 1-2; Суд 20 1).

Исх 24

6-8 Моисей, посредник между Богом и народом, объединяет их символически, изливая на жертвенник, символизирующий Ягве, и затем на народ кровь одной и той же жертвы. Договор т. обр. скреплен кровью (Лев 1 5), так же как новый Союз-Завет скреплен кровью Христа.

Исх 25

В Союзе важнейшее место занимает культ, который является символическим выражением отношения людей к Богу. Обосновывая все прямыми велениями Бога Моисею, свящ текст утверждает божественный характер религиозных установлений Израиля.

8 Богу поклоняются в местах, где Он особо проявил Свое присутствие (Быт 12 7; 28 12-19 и т. д.). Синай - место Его величественной теофании - "гора Божия" (3 1; 3 Цар 19 8), где Он пребывает (Втор 33 1-2; Суд 5 4-5; Авв 3 3; Пс 68 9). Ковчег - знамение Его присутствия (25 22; ср 1 Цар 4 4; 2 Цар 6 2), а скиния. содержащая ковчег, - обитель Бога (ст 9 и 40 34), которая следует за Его народом в Его странствиях (2 Цар 7 6), пока Иерусалимский Храм не станет Его домом (3 Цар 8 10).

16 Внутри ковчега помещено "свидетельство" (евр. "эдут" - пункты договора), т. е. "скрижали Завета" или Декалог (Десятисловие); ковчег назван "ковчегом свидетельства" (евр. 25 22; 26 33; 40 21), ибо Десятисловие является свидетельством Союза-Завета.

18 Эти херувимы похожи на вавилонских карибу - духов-хранителей храмов и дворцов, изображавшихся в виде полулюдей-полуживотных. Согласно библейским описаниям и восточной иконописи, херувимы подобны крылатым сфинксам. В Иерусалимском Храме они расположены на ковчеге. Поэтому впоследствии стали говорить что Бог восседает на херувимах (1 Цар 4 4; 2 Цар 6 2; 4 Цар 19 15; Пс 80 2; 99 1). В Храме Соломона они стоят по сторонам от ковчега (3 Цар 6 23-28). Они везут Божию колесницу (Иез 1 и 10). Бог летит на них (Пс 18 11; ср также Быт 3 24).

Исх 28-29

Здесь речь идет о символическом значении свящ. одежд (28) и обрядов посвящения и об обязанности священнослужителей совершать жертвоприношения (29). Все это конкретно выражает назначение священства.

Исх 30

12 Перепись, т. е. запись имени, своей необычностью внушала страх. Предписанное приношение - выкуп за жизнь, дарованную Господом. Одинаковый для всех размер подати свидетельствует о равенстве всех израильтян перед Богом.

23-28 Миро и пр. благовонные вещества и масла были на Востоке символом сохранности и прочности. В данном случае они означали постоянное действие благословения Божия.

Исх 31

18 Скрижали представляли собой две каменные доски, на которых был высечен текст Дека-лога. Надписи на камне были на древнем Востоке в широком употреблении. Моисей, вероятно, пользовался т. наз. "синайским алфавитом", который употребляли семиты, жившие по соседству с Египтом.

Исх 32

1 "Сделай нам бога" - требование народа дать ему зримый образ Божества вопреки категорическому запрещению Декалога. Это запрещение никоим образом не относится к иконопочитанию, ибо слова "не сотвори себе кумира" означают то же, что и слова: не поклоняйся богам чужим, не идолопоклонствуй. Почитающий икону тем самым поклоняется первообразу: Слову, ставшему плотью (Ин 1 14), Второму Лицу Пресвятой Троицы, воплотившемуся в Богочеловеке Иисусе Христе, "Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор 4 4; Кол 1 15); христианин почитает и изображения Пресвятой Богородицы и святых как живые образы Божии, Богом сотворенные во славу Его, "Если ты узрел, - говорит Иоанн Дамаскин, - что Бестелесный стал человеком ради тебя, тогда, конечно, ты можешь воспроизвести его человеческий образ. Если Невидимый, воплотившись, стал видимым, ты можешь изобразить подобие Того, Которого видели. Если... Пребывающий в образе Божием, принял образ раба, низвел себя к количеству и качеству и облекся человеческим естеством, запечатлевай на дереве и предлагай созерцанию Того, Кто пожелал стать видимым." См. подробнее в постановлениях 7 Вселенск. Собора.

4 Телец был символом божества, распространенным в Египте, Сирии и др. странах.

26-29 Левиты засвидетельствовали верность Богу, принеся в жертву даже свои родственные связи. Суровая расправа - свидетельство о жестоких нравах того времени.

Исх 33

20 Между Богом Святым и недостойным человеком - бесконечное расстояние (см Лев 16 1), так что человек должен умереть, если увидит Бога (ср Исх 19 21; Лев 16 2; Числ 4 20) или даже только услышит Его (Исх 20 19; Втор 5 24-26; ср 18 16). Вот почему Моисей (Исх 3 6), Илия (3 Цар 19 13) и даже серафимы закрывают свои лица перед Богом. Те, кто, увидев Бога, остались в живых, испытывают благоговение и благодарность (Быт 32 30; Втор 5 24) или религиозный страх (Суд 6 22-23; 13 22; Ис 6 5). Явление Бога свидетельствует о его особом благоволении (Исх 24 11), напр., к Моисею, "другу" Своему (Исх 33 11; Числ 12 7-8; Втор 34 10) и к Илии (3 Цар 19 11 сл). Оба они становятся свидетелями Преображения Христа (Мф 17 3 п). В НЗ "Слава" Божия (ср ст 18 и 24 16) проявляется в Иисусе Христе (Ин 1 14; 11 40); Он один видел Бога, Отца Своего (Ин 1 18; 6 46; 1 Ин 4 12). Для людей созерцание Бога лицом к лицу возможно только в будущей жизни (Мф 5 8; 1 Ин 3 2; 1 Кор 13 12).

Исх 34

6-8 Бог открывает свое отношение к человеку. милость Его простирается на тысячи родов, а кара за преступления - до четвертого рода. Угроза наказания детей за грехи родителей - здесь воспитательная мера (ср Иез 18 20, где подчеркивается индивидуальная ответственность за грех). На той стадии духовного развития народа были необходимы строгие предупреждения, чтобы воздействовать на его необузданный нрав. Только исполнение времен явит гармоническое единство любви и справедливости в Боге (Еф 1 10; ср Иак 2 13), когда Господь явится во плоти (Ин 1 14); оно окончательно свершится, когда "Сын человеческий приидет во славе Своей" (Мф 25 31) как наш Спаситель и Судия.

10-26 Т. наз. культовый Декалог. В нем Заповеди, данные на Синае, дополняются культовыми предписаниями относительно праздников приношения начатков и жертв.

13 Повеление, данное для того, чтобы исключить возможность языческого соблазна.