Краткий толкователь

Дан 1

1 Эта глава служит введением ко всей книге, объясняя, как Даниил достиг высокого положения при дворе.

2 Сеннаар - древнее название Вавилонии.

7 Им дают новые имена в знак власти над ними (Быт 2 19).

21 Даниил сохранил свое положение до конца плена (6 2; 10 1).

Дан 2

1 "Снились Навуходоносору сны" - сон считался благоприятным временем для посещения Божия и откровения Его воли (ср 4 и 7; сон Авраама - Быт 15 12; Авимелеха - Быт 20 3; Иакова-Быт 28 10-12; 37 5; Мф 1 20 и т. д.).

2 "Халдеи" - это название давалось вавилонским мудрецам (см Геродот I, 171).

22 "Свет обитает с ним" - в ВЗ говорится о Боге, окруженном сиянием (Иез 1 27, ср Исх 24 17; Авв 3 4), о Боге - вечном свете (Ис 60 19-20; Прем 7 26). В НЗ эта мысль выражена еще яснее, напр, в 1 Ин 1 5-7, Тим 6 16; Иак 1 17; ср Ин 8 12. Древнеевр. комментаторы, основываясь на этом стихе Дан, утверждали, что одно из имен Мессии - "Свет".

28 "Сон твой и видения... были такие" - они предвозвещают крушение всех земных царств, которые должны уступить место новому царству - вечному, ибо оно утверждено на Боге, - царству небесному (ср Мф 4 17). Иисус Сам назовет Себя Сыном человеческим (ср Дан 7 13 и Мф 8 20) и применит к Себе (ср Мф 21 42-44; Лук 20 17-18) образ краеугольного камня, сначала отверженного строителями (Пс 118 22), камня, положенного в основание (Ис 28 16), камня, дробящего все, на что он упадет (стт 34, 44-45).

Дан 3

Эпизод, о котором часто упоминается в последующих кн Св. Писания (1 Макк 2 59; Евр 11 34) и впоследствии в христианском богослужении (паримия, читаемая на вечерне Вел. Субботы).

35 "Авраама, друга Твоего" (возлюбленного Тобою) - самое прекрасное из имен Авраама, сохраненное в арабском и мусульманском предании.

Дан 4

10 "Бодрствующий", т. е. ангел, всегда бодрствующий. чтобы служить Богу (ср "ободья... полны были глаз" (или отсветов) Иез 1 18; ангелы - "очи Господа" Зах 4 10). Выражение "Бодрствующий" встречается в св. Писании только у Дан, но часто употребляется в апокрифах, в особенности в кн Еноха, кн Юбилеев, Завещаниях патриархов и в "Дамасском Документе", где оно относится к архангелам, чаще к павшим архангелам. В позднейшем предании оно обозначает ангелов-хранителей.

27 Вавилон считался одним из чудес древнего мира. Название этого города стало символом земного преходящего могущества и, в широком смысле, символом человеческой и диавольской гордости, антитезой града Божия, небесного Иерусалима. Ср Откр (14 8; 16 19; 17 5; 18 2, 10, 21), где тайнозритель возвращается к теме пророков (Ис 21 9 и т. д.). Вся эта глава описывает унижение возгордившегося: Навуходоносор выздоровел только после обращения к Богу истинному.

28-30 Навуходоносор перенес одну из самых страшных форм душевной болезни, наз. ли-кантропией. Он лишился разума (ст 31) и вообразил себя быком, в результате чего человеческие желания и потребности сменились животными. В клинописных текстах нет прямых указаний на болезнь Навуходоносора, но в одной надписи самого Навуходоносора он упоминает о четырехлетнем перерыве в своем царствовании: "В течение четырех лет мое сердце не радовалось трону моего царствования; я не предпринимал никаких построек, не пел хвалебных песен в честь Меродаха, не приносил ему жертв, не очищал каналов". "Семь времен" (13, 20, 22): "семь" - число полноты, "времен" - может означать время в неопределенном смысле (2 8-9; 3 5, 15) или указывать на число лет (7 25).

Дан 5

1-2 В действительности, Валтасар, убитый в 538 г, был сыном не Навуходоносора, а его 4-го и последнего преемника Набонида: он был соправителем своего отца. Геродот (1. 188, 191) и Ксенофонт в "Киропедии" (7, 5, 11-31) сообщают, что Вавилон был взят во время пира последнего царя, который был при этом убит.

31 "Дарий Мидянин" не упоминается ни в одном из дошедших до нас исторических документах. Кир Персидский покорил мидян до того, как он овладел Вавилоном.

Дан 7

Видения кн Дан принадлежат к апокалиптическому роду св. письменности. Образы, символы и аллегории означают внутреннюю сущность событий, происходящих во всемирной истории. Она изображена как двусторонний процесс. Приближение Царства Божия связано с возрастанием сил зла.

1 Около 540 г.

2 "Великое море" - первозданные воды (Быт 1 2), символ языч. мира.

4 "Первый (зверь)" - Вавилонское царство.

5 "Зверь второй" - царство мидян. В исторической перспективе, нарисованной автором, мидяне следуют немедленно после вавилонян (ср 61).

6 "Еще зверь" - мидо-персидское царство.

7 "Зверь четвертый" - царство Александра Македонского (он умер в 323 г) и его преемников (ср 2 40; 8 5; 11 3). "Десять рогов" обозначают царей Селевкидской династии. "Рог" служит часто символом силы и могущества (ср Пс 75 5; 89 18; 92 11; Втор 33 17; 3 Цар 22 11 и т. д.).

8 "Небольшой рог" - Антиох IV Епифан (175-163), могущество которого возросло после того, как он расправился с тремя конкурентами: Селевком IV, Илиодором и Димитрием I. "Уста, говорящие высокомерно" - указание на красноречие и на богохульное высокомерие Антиоха (ср ст 25; 11 36; 1 Макк 1 21, 24. 45 и Откр 13 5).

9 "Престолы" - престолы судей: святые Божии, уже согласно евр традиции, выраженной в кн Еноха, призваны судить вместе с Богом, что еще яснее выражено в обетованиях Иисуса Христа (Мф 19 28; Лук 22 30; Откр 3 21 и 20 4). "Престол Его - как пламя огня" с пылающими колесами напоминает колесницу Божию в видении Иез (1).

10 "Раскрылись книги" - книги, в которые записываются все поступки людей, как добрые, так и злые (ср Иер 17 1; Мал 3 16; Пс 40 8; 56 9; Лук 10 20; Откр 20 12). Этот образ вдохновил автора средневекового гимна "Dies irae". О книге жизни см 12 1.

12 "Продолжение жизни... на время" - существование других царств, время которых не определено, не представляет прямой опасности для верующих, с тех пор как избранный народ перестал находиться под их властью.

13 "Сын человеческий": Дан 7 13. Арамейское бар наша, как и евр бен адам, означает прежде всего "человек" (ср Пс 8 5). У Иезекииля Бог так называет пророка. Но здесь это выражение имеет особый, высокий смысл и означает человека, таинственным образом превосходящего человеческое естество. Смысл этот может относиться к одной только личности, что подтверждается как древними апокрифическими иудейскими текстами, в которых толкуется данный стих Дан, напр, кн Еноха и 3 Ездры, так и наиболее авторитетными истолкованиями раввинов, главным же образом тем, что Христос применил его к Себе Самому (ср Мф 8 20). Однако не исключается и "коллективный смысл", основанный на стт 18 и 22, где Сын человеческий как бы отождествляется со святыми Всевышнего. Этот коллективный смысл (также мессианский) является расширением смысла индивидуального, ибо Сын человеческий одновременно и глава, и представитель, и образец народа святых. Соответственно этому св. Ефрем Сирин считал, что пророчество имеет в виду сначала иудеев (Маккавеев), а дальше этого и совершенным образом относится ко Христу.

25 "Времени и времен и полувремени" - согласно 4 16 "время" означает год; "времен" - по-евр. двойственное число - 2 года. Всего - три с половиной года или "половина седмины" лет (ср 9 27), что приблизительно соответствует времени гонения Антиоха Епифана. Эта цифра, обозначающая сорок два месяца (по 30 дней) или 1260 дней, встречается в типологическом смысле и в НЗ (Откр 11 2-3; 12 14; 13 5; ср Лук 4 25 и Иак 5 17): здесь она выражает, как и у Дан, период бедствий, который Господь попустил и который Он сократит для утешения избранных.

Дан 8

8 "Сломился большой рог... вышли четыре" - здесь говорится о смерти Александра Великого и о разделении его царства: в 7 7 свящ. писатель сразу переходит к династии Селевкидов, но указывает и на предшественников Антиоха Епифана, о которых будет идти речь в ст 9.

9 "Прекрасная страна" - Палестина.

14 "2300 вечеров и утр", т. е. 1150 дней, если это выражение относится к двум ежедневным жертвоприношениям, которые во время гонения более не совершались.

25 "Сокрушен - не рукою" - очевидно имеется в виду, что смерть Антиоха Епифана не была насильственной (1 Макк 6 8-16; 2 Макк 9); здесь выражается мысль, что смерть гонителей ("сокрушен будет"), как и их благоденствие ("укрепится сила его, хотя и не его силою" - ст 24) пребывает в руках Божиих (ср 2 34).

Дан 9

1 См 7 5 и 6 1.

2 "По книгам" - по писаниям пророков, в частности Иер 25 11; 29 10.

21 Ангел Гавриил является Даниилу и открывает ему таинственное значение пророчества о семидесяти седминах (евр шебуим), основанное на символике числ.

24 Это пророчество (ср пар. места) относится к событиям, происшедшим в период гонения Антиоха Епифана. Выражено оно в загадочной форме (имена собственные отсутствуют, числа имеют условное значение), указывающей на его более глубокий смысл. Окончательное осуществление этого пророчества, как и пророчества, возвестившего мессианское царство, произойдет в эпоху Христа и Церкви. Предсказывается не только эра длительного устойчивого мира, но и наступление царства вечной правды. Подробности, данные в стт 25-27, описывающих предшествующие периоды, остаются таинственными. 

"Семьдесят седмин" - речь идет о совершенном числе "7" и производных от него, примененных к хронологии. Отправной точкой летоисчисления служит дата откровения Иеремии (25 11). Пророчество завершится с восстановлением Иерусалима и возвращением пленных.

Согласно 2 Пар 36 22-23 (Езд 1 1-3) оно начало осуществляться в 538 г, когда Кир издал освободительный указ.

"Покрыто было преступление" (букв евр "окончено"), т. е. будет прекращен грех, окончится его власть над людьми. В том же смысле надо понимать "запечатаны были грехи".

Дан 10

13 Ангел Господень, борющийся с сатаной у Зах (3 1), в НЗ (Иуд 1 9), получает имя Михаила ("Кто как Бог? "); конечная же победа над диаволом всецело в руках Божиих. Та же борьба описана в Откр 12 7-12. Михаил - ангел-покровитель народа Божия (стт 21 и 12 1; ср Исх 23 20). Князь царства персидского выступает как один из покровителей враждебных Израилю народов. Этот таинственный конфликт показывает, что даже ангелам судьбы народов неизвестны, пока Господь не откроет их.

Дан 11

2 Кир, Камбиз, Дарий и Ксеркс.

4 Перед смертью Александр Македонский разделил свою державу между четырьмя военачальниками.

5 Птоломей 1 Египетский и Селевк Никатор Сирийский.

6 Брак Вереники с Антиохом II. Она была отравлена Лаодикией, первой женой Антиоха.

7 Птоломей III, брат Вереники. 

11 Птоломей IV, который разбил Антиоха III при Рафии.

15-16 Поход Антиоха на Палестину.

18 Победа Сципиона Азиатского при Магнесии в 190 г.

19 Желая расплатиться с огромными военными долгами, Антиох решил разграбить храм бога Вила в Элимаисе и овладеть его сокровищами. Во время этого похода он погиб.

20 Илиодор.

21-29 Речь идет очевидно о первосвященнике Онии III и - в ст 25 - о Птоломее Филометоре Египетском.

30 "Корабли киттимские" - римский флот.

31 Антиох войдет в соглашение с иудеями-отступниками, прельщенными эллинистической культурой.

38 "Богу крепостей", т. е. Зевсу Капитолийскому.

44 Нашествие Парфян.

Дан 12

1 Михаил - см 10 13.

2 Одно из главных свидетельств ВЗ о воскресении мертвых.

4 Когда Откровение будет завершено (Откр 22 10), ангел даст повеление более не скрывать "пророческой книги сей".

7 "К концу времени, времен и полувремени", т. е. три с половиной года для освобождения Иерусалима (ср 7 25).

11-12 Здесь предполагаются иные сроки, чем указанные в ст 7 и в гл 8 14.

Дан 13

4-5 Иудеи, уведенные в Вавилон, могли покупать имения, и некоторые из них приобретали состояние; они имели даже свои суды, на которых старейшины разбирали судебные дела.

44 Перед побиением камнями полагалось возложить руки на голову обвиняемого от имени всей общины.

Дан 14

3 "Вил" - одно из имен Мардука, бога Вавилонского.

33 Этого пророка Аввакума нельзя отождествлять с современником пророка Иеремии, носящим то же имя.