Краткий толкователь

Откр 1

1 1-2 Христос, представ Апостолу Иоанну, как некогда Даниилу (Дан 7 13), в прославленном образе Сына Человеческого (1 13), показывает ему в пророческих видениях решающие события борьбы между Церковью воинствующею и духом антихристовым. Пророк видит эти события таинственно ознаменованными в мире сверхчувственном; видит он их и в их чувственных земных отображениях. Скрыта от него земная мера времен, ибо времена и сроки Отец положил в Своей власти (Деян 1 7), и о дне и часе не знают ни Ангелы небесные, ни Сын, а только Отец (Мк 13 32 Мф 14 36). Так как последние из предрекаемых событий и доныне еще не наступили, слова: "чему надлежит быть вскоре", значит: что вскоре начнется". Вскоре же, а именно в ближайшие века по написании Апокалипсиса, произошло окончательное столкновение языческого мира с христианством, завершившееся полною победой Креста. Но и эта победа была только началом новых судеб христианского человечества.

1 3 Время близко, и уже настаёт. Противоборство Христу злобы антихристовой продолжается со дней Ирода и будет продолжаться (22 11) "неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится", с возрастающим ожесточением до страшного суда.

1 4 Именование Бога ныне и присно сущим ("Тот, Кто есть и был и грядет") тождественно с именем Божиим, ("Я есмь Сущий") открытым Моисею (Исх 3 14). Семь духов перед престолом Божиим означает силу Духа Святого, действующую в семи дарах Его (Ис 11 2).

1 5-6 Иисус Христос есть верный свидетель воли Отчей, запечатлевший Свое свидетельство кровию Своею. Первенец из мертвых, Он обеспечил Своим воскресением наше воскресение. Царь и Первосвященник, Он соделал нас участниками Своего Царства, приобщив нас царственному священству (1 Петр 2 9).

1 8 Альфа - первая, Омега - последняя буква греческого алфавита. Бог - начало и конец всего или, как мы читаем у Исаии (44 6), первый и последний; из уст двулезвенный меч знаменует могущество слова Божия (Евр 4 12 2 Фес 2 8). Бог судит сокровенные движения греховной воли, карает наружные ее проявления.

1 18 Ключи знаменуют власть Иисуса Христа над смертью и адом (ср. 20 13 слл.; Евр 2 14; Рим 14 9).

1 20 Семь звезд - небесные ангелы-хранители церквей и земные настоятели церквей, епископы, которых Апостол также именует ангелами.

Откр 2

2 1-7 Похвалы и упреки, угрозы и обетования, обращенные к ангелам церквей, относятся не только к епископам, представляющим эти церкви и за них ответственным, но в лице епископов и к самим общинам. Ефесская община (главенствующая в Малой Азии) строго блюдет веру и верность Христову Имени, но первоначальная любовь, прежняя пламенная ревность в ней охладели, и ей грозит перестановка ее светильника на другое место, удаление от Христа. Похвально все же ее противление ереси Николаитов, учивших, что всё позволено, и живших в своем потворстве плотским похотям, как язычники.

2 8-11 Смирнская церковь, - церковь св. Поликарпа, ученика Иоаннова (ум. в 155 году), - привыкла побеждать нищету, поношения, гонения; победит она и горшие испытания, которые посетят ее на недолгое время. Смерть вторая - проклятие вечное (20 14; 21 8).

2 12-17 В Пергаме, где возвышались великолепные храмы и дымились обильные жертвоприношения богам языческим, за исповедание Имени Христова можно было поплатиться жизнию, Николаиты же чувствовали под ногами твердую почву: они общались с язычниками, участвовали в их идоложертвенных пиршествах и соблазняли колеблющихся христиан своим учением и примером. Белый камень с начертанным на нем новым именем означает завершение божественного усыновления в жизни вечной.

2 18-29 В городе Фиатирах, который вел торговлю драгоценным пурпуром (ср. Деян 14 4), христианская община процветала в мире, но погрешала тем, что терпела в среде своей гнездо служителей сатаны. О жезле железном и сосудах глиняных пророчествует Псалмопевец (Пс 29) - Звездою утреннею называет Себя Сам Христос (22 16), как светоносный победитель мятежных ангелов.

Откр 3

3 1-6 Предостерегающий голос будит Сардскую церковь от сна, подобного смерти: ей грозит духовное омертвение, невидимое снаружи, ибо она прикрывает его внешними свидетельствами рвения. Но есть в ней немногие непорочные перед Богом, которые облекутся в белые одежды - знак соединения со Христом навек.

3 7-13 Никто не приходит к Отцу иначе как через Сына (Ин 14 б): Христос держит в руке Своей ключ Давидов, ключ Царства Божия. Он отворил дверь перед церковью Филадельфийской, возлюбив ее за то, что в немощи она не отреклась от Имени Его и верно сохранила завет и пример терпения Его. Так и Он сохранит ее в годину всеобщего искушения, и она увидит часть преследователей своих обратившеюся ко Христу. Побеждающий Именем Иисуса будет живым столпом во граде Божием.

3 14-22 "В начале было Слово, и Слово было у Бога" (Ин 1 I): Сын Божий есть извечное Да (Аминь) изволению Отчему, свидетельствующее о воле Отца и ее осуществляющее в создании мира и в домостроительстве спасения. В устах же людей, спасаемых и все же колеблющихся последовать за своим Спасителем, чистосердечнее ледяное молчание, чем связующее, обетное Да, произнесенное нетвердым голосом, с неустойчивою решимостью человека, возложившего руку на плуг и озирающегося назад (Лк 9 62). Эти не холодные и не горячие, думающие служить Богу, не отдаваясь ему всецело, подкупили свою совесть и не видят, что они стали подобны соли, потерявшей силу (Мф 5 13 Лк 14 34). Христос стучит в двери Лаодийской церкви и будит ее от сна духовного, дабы она не лишилась уготованного ей места на вечере Его и в торжествующей славе величия Его.

Откр 4

4 1-11 Боговидец через дверь, отверстую в небе, видит престол Господень и Сидящего на престоле в блеске, подобном блеску самоцветных камней: многоцветною красотой излучается вовне, в мир тварный, бытие божественное. Двадцать четыре старца в ризах белых и в золотых венцах, сидящие вокруг престола, суть, по-видимому, избранные из всех времен и возрастов земли представители потомства Адамова, как народа Божия и царственного священства (1 6, 1 Петр 2 5), - те старейшины Церкви прославленной, о которых упоминает Исаия (24 23). Пламя семи духов горящих и светящих знаменует действие в мир Духа Святого, в семи дарах Его. Море кристальное означает прозрачную для Божия всеведения вселенную. Престол несут четыре виденных Иезекиилем (Иез 1 15, 18) животных, многоочитых, как Херувимы, и шестикрылых, как Серафимы, - духовные прообразы твари поющей, вопиющей, взывающей и глаголющей хвалу Богу. Таково толкование большинства современных богословов.

Откр 5

5 1 Запечатленная книга - пергаментный или папирусный свиток из листов, накрученных один на другой вокруг стержня и запечатанных каждый отдельною печатью или все вместе семью печатями. На свитке начертаны сокровенные судьбы Церкви на земле. С обеих сторон исписанный свиток указывает на полноту и совершенство Божиих решений.

5 5 Лев от колена Иудина (Быт 49 9), корень Давидов (Ис 11 1 и 10), победитель ада и смерти - Христос.

5 6 Богочеловек, Сын Божий, Бог-Слово, Агнец, закланный, по слову Исаии (53 7), и взявший на Себя грех мира, по слову Иоанна Крестителя (Ин 1 29 ср. 1 Петр 1 19 и 1 Кор 5 7), один Он, Им же вся быша, один Он, искупивший человека и с человеком весь мир, может снять печать со свитка судов Божиих и раскрыть в ее осуществлении тайну божественного домостроительства. Семь рогов Агнца (знамение силы) и семь очей Его (знамение всеведения) суть семь даров Духа Святого.

Откр 6

6 1-8 В лучших рукописях читаем (6 1, 3, 5, 7): "иди" - вместо "иди и смотри"; это - вызов, последовательно обращаемый каждым из четырех животных к появляющемуся на зов всаднику. Относить эти слова к Ап. Иоанну нет основания, ибо он не должен сходить с места, чтобы видеть всадников.

6 2 Явление увенчанного победным венцом лучника на белом коне, по снятии первой печати, предвозвещает борьбу Царства Божия с силами тьмы и конечную победу воинства Христова.

6 4 Снятие второй печати высылает в мир меченосца на коне огненно-рыжем и разнуздывает ярость всеобщей войны с ее кровопролитиями и пожарами.

6 5-6 Снятие третьей печати выпускает на землю всадника на коне вороном, с хлебною мерой в руке: он знаменует неурожай хлеба и голод. Цена хиникса пшеницы (хиникс немногим превышает емкость литра) будет равна дневному заработку сельского батрака (Мф 20 2). Хиникс, малая хлебная мера; динарий, монета, соответствующая дневной плате поденщика.

6 8 Всадник на коне бледном, возникающий по снятии четвертой печати, несет мор и пагубу четвертой части живущих на земле. Как обоз, везущий за военачальником захваченную им несметную добычу, так движется вслед за всадником-смертью целое облако преставившихся душ. Здесь "ад" обозначает вообще посмертное состояние душ, а не местопребывание осужденных.

6 9-11 По снятии пятой печати вырывается из-под жертвенника перед престолом стон убиенных за слово Божие, вопиющих к небу о суде Божием над гонителями Церкви. Но они, убелившие ризы свои кровию жертвенной, должны терпеливо ждать еще недолго, пока число их будет восполнено последним сонмом избранников Христовых.

6 12-17 По снятии шестой печати разражаются в природе ужасающие и неслыханные перевороты и потрясения, от которых люди, в животном страхе и тоске смертельной, не знают, куда им укрыться. Ср. Ос 10 8 Лк 23 30.

Откр 7

7 1-3 Внезапно наступает затишье ветров, обычно знаменующих в книгах пророческих дыхание справедливого гнева Божия (ср. Иер 19 36 Дан 7 2 Зах 6 5), и в этот промежуток тишины напечатлевается на челе верных знак избрания, долженствующий отличать их от скопища противников Агнца.

7 4-8 От каждого из двенадцати колен Израилевых запечатлеваются по двенадцати тысяч спасенных верою во Христа. Символическое число двенадцать тысяч означает совершенное соборное единство большого количества святых Божиих на земле, избранных из Израильского народа, представляющего здесь, по-видимому, всю Церковь.

7 9-17 Кроме того, Апостол созерцает, как в жизни вечной приближается к престолу Божию, при ликовании ангелов, бесчисленное множество людей из всех племен, в белых одеждах и с пальмовыми ветвями, знамением победы, в руках: они устояли верными в скорбях и испытаниях последних дней и убелили ризы свои кровию Агнца, с Которым соединились отныне навеки.

Откр 8

8 1-2 Снятие седьмой печати сопровождается безмолвием на небе; возникают семь ангелов, готовящихся трубить. Во дни Ветхого Завета трубный звук собирал народ на войну или торжество (Числ 10 2 слл.); труба возвещала великие события, в которых открывалась воля Божия (Исх 19 16, 19 Иоил 2 1 Зах 9 14). Ср. Мф 24 31 1 Кор 15 52 1 Фес 4 16.

8 3 Во святилище, перед завесою, отделявшею Святое Святых, стоял обложенный золотом жертвенник для курений (Исх 30 1-10 ср. Евр 94).

8 5 Огонь кадильницы, возносящей к престолу молитвы святых, брошен в мир, как вызов на суд; и тогда первый ангел вострубил.

8 7 Град и огонь с неба - седьмая язва египетская (Исх 9 24).

8 8 При звуке второй трубы вода превратилась в кровь: такова была первая язва египетская.

8 10-11 Прообраз кары, посетившей землю при звуке третьей трубы, горькая вода урочища Мерры (Исх 15 23).

8 12 Подобие затмению, наступившему при звуке четвертой трубы, находим в тридневной тьме, наведенной на Египет (Исх 10 21).

8 13 В древнейшем рукописном предании предвозвестие сугубого горя от трех остальных труб приписано орлу (т. е. ангелу в образе орла), летящему посреди неба (ср. 14 6).

Откр 9

9 1-11 При звуке пятой трубы некий дух, упавший звездою на землю, отмыкает кладезь ада, и из него воздымается, помрачая небо, туча саранчи, но не такой, какая некогда опустошила поля Египта (Исх 10 14): этой дано не злаки губить, но язвить как бы скорпионьими укусами людей, не имеющих на челе печати Божией и, не убивая, доводить их до пределов отчаяния. Эта саранча - бесовское полчище мучителей, напоминающих по виду одновременно вооруженных воинов и баснословных Гарпий, а ведет полки ангел тьмы, чье имя Бездна и Губитель. Не таково ли будет по всей земле состояние умов, окончательно отступивших от Бога и отчаявшихся?

9 11 Аполлион - губитель.

9 13 По углам золотого жертвенника кадильного (8 3 Лк 1 11) возвышались обложенные золотом рога (Исх 30 3). Многочисленные изображения рогатых жертвенников найдены на острове Крите.

9 14-21 С Евфрата шли опустошать землю Израиля ассиро-вавилонские полчища; Евфрат в символической речи означает исток воинственных нашествий. Звук шестой трубы прорывает плотину, и многомиллионные воинские силы, в облаках удушливого дыма, устремляются погубить третью часть людей. Но и зрелище такой кары не приводит уцелевших от гибели к покаянию.

Откр 10

10 3-4 Голосу ангела отвечают, как эхо, семь громов; но у каждого из них свой голос, каждый сообщает пророку новое откровение. Пророк хочет записать возвещаемое громами; но ему повелено держать сие в тайне.

10 6 Слова: "времени уже не будет", значат, по мнению многих истолкователей: "нет больше времени для покаяния и исправления, не будет отсрочки суда". По мнению других, таинственные слова возвещают конец времени земного, человеческого, и наступление иного, сверхчувственного времени, начало вечности.

10 9-10 О книжном свитке, съеденном по Божию повелению и сладком в устах, хотя содержание его "плач и стон и горе", говорит Иезекииль (2 8-3 3). Сладостны слова богооткровенные, но горькое пророчат они земле.

10 11 В лучших рукописях, вместо "и сказал он мне", читаем: "и говорят мне"; разумей: "оба", т. е. ангел и голос с неба, о котором сказано выше (10 8).

Откр 11

11 1 Для измерения Храма провидцу дана трость с делениями на локти, как Иезекиилю (Иез 11 и слл.). Ср. 21 15. 

11 2 Во дни видения Иоанна Храм Иерусалимский давно был разрушен. Итак, под измеряемым Храмом надлежит разуметь Скинию нерукотворную - Церковь Христову на земле. Внутренней святыни ее и твердыни мира в сердцах избранных чад ее не коснется тлетворное дыхание антихристово; но внешний двор ее и святой град будут поруганы и попираемы богоотступниками в течение трех с половиною символических лет.

11 3 Сорок два месяца (по тридцати дней в каждом, по стародавнему счету) составляют 1260 дней, в продолжение которых будут пророчествовать и призывать к покаянию двое Свидетелей, облеченные во вретище - одежду кающихся. Столько же времени жена, о которой ниже, будет скрываться в пустыне (12 9, 14), а Антихрист царствовать над землей и преследовать святых (13 5).

11 4-6 Двое Свидетелей являют некоторые черты сходства с Енохом и Илиею, также взятыми на небо (см. ниже, стих 12). Илия сводит огонь с неба (4-ая книга Царств 1 12) и лишает землю дождя (3-ая Царств 17 1 Иак 5 17). Некоторые толкователи предполагают, что здесь имеется в виду не Енох, а Моисей. Воду в кровь превращает в Египте Моисей (Исх 7 17 слл.). Две маслины из золота на золотом светильнике видел в духе Захария (Зах 4 2 слл.).

11 7 Зверь, выходящий из бездны - Антихрист (13 1-10; 17 8 слл.).

11 8 Город, "который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят", - очевидно, Иерусалим, развратившийся и отпавший; ср. Ис 1 10 и Иез 16 49.

11 15-19 Звук седьмой трубы возвещает начало на земле последнего и отчаянного наступления всех богопротивных сил на Царство Божие, а небо уже торжествует о победе Агнца. Двадцать четыре старца, представители народа Божия (4 4), уже и ранее дважды воздававшие благодарение Богу - в первый раз за сотворение мира (4 11), во второй раз за искупление (5 9), ныне в третий раз благодарят Его за то, что Царство Его утверждено навеки.

Откр 12

12 1-5 Жена, облеченная в солнце (Христа), имеющая под ногами луну (знамение, по-видимому, всего преходящего), а вокруг головы венец из двенадцати звезд (символ совершенного соборного единения), есть образ Церкви. Но она же, в некоем таинственном смысле, и Богородица, ибо Пресвятая Дева есть Мать Христа, главы Церкви; Христос мистически (священнотайне) рождается, как в отдельной душе спасаемой, так и в совершенном единстве спасаемых душ, т. е. в Церкви. И младенец, о котором Ап. Иоанн говорит словами Псалмопевца о Спасителе (Пс 2 9), есть, в духовном истолковании, паки рождающийся из лона Церкви Христос.

12 3-4 Опять, как древле, происходит на небе война между силами сатаны (см. стих 9) и Михаила (Иуд 9); Михаил - поборник Израиля (Дан 10 13, 21) и, следовательно, Церкви. Хвост дракона увлекает с неба третью часть звезд и повергает на землю: звездами иносказательно именуются, по-видимому, ангелы (Иов 3 87 Ис 24 21).

12 10 Слово "диавол" значит, по-гречески, "клеветник".

12 14 Два крыла - знак покровительства Господня и внутренней мощи. "Время, и времена, и полвремени" (Дан 7 25) - год (символический) и два года и еще полгода.

12 16 Земля, с надеждою ожидающая откровения сынов Божиих (Рим 8 19 слл.), помогает жене.

Откр 13

13 1 После того как прозвучала седьмая труба (11 15), перед взором провидца являются последовательно семь знамений, первое из которых есть знамение Жены и дракона; второе знамение - зверь, выходящий из моря. Повествование о каждом новом знамении начинается словами: "я увидел" (13 1, 11; 14 1, 6, 14; 15 1).

13 1-9 Так как звери седьмой главы пророчества Даниилова (лев, медведь, барс и четвертый, сильнейший всех, с железными зубами и десятью рогами) знаменуют царства (Дан 7 17, 23), то и зверь Апокалипсиса Иоаннова, вышедший подобно тем из пучины морской (т. е. из войн и волнений народных), соединяя в себе отличительные черты зверей Данииловых, должен означать государственную державу небывалого дотоле могущества, осуществляющую на земле волю дракона и возглавляемую самодержавным владыкою над людьми, но в духе послушным орудием сатаны, - Антихристом. Он будет надмеваться и богохульствовать и губить святых сорок два символических месяца, и по исцелении от смертельной раны (нанесенной ему, вероятно, в битве Михаила Архангела с драконом) будет обожен всеми живущими на земле, кроме избранных Богом от начала мира (ср. 3 5 Еф 1 4).

13 11-17 Третье знамение: зверь, выходящий из земли, т. е. возникающий, по-видимому, не из бурной пучины мятежных волн, а из подпольных тайников безбожной мысли и лженауки. Он кроток на вид, как агнец, но речи его полны отрицания и хулы. Это - лжепророк Антихриста (16 13; 19 20; 20 10), его подчиненный соправитель и могущественный помощник, чародей, творящий разительные чудеса бесовскою силою, в нем обитающею (16 13-14). Он утверждает богопочитание Антихриста и изготовляет его оживленную статую, поражающую смертию каждого, кто отказывает ей в поклонении. По его распоряжению, покупать и продавать будет разрешено только людям, заклейменным печатью Антихриста.

13 18 Многочисленные попытки перевести число зверя на буквы алфавита (имеющие в древних языках числовое значение) неубедительны. Таинственное число есть уже само по себе его собственное имя. По имению Бэды и Альберта Великого, трижды провозглашая творение без Субботы и мир без Творца, оно содержит в себе тройственное и окончательное отречение от Бога.

Откр 14

14 1-5 Четвертое знамение: Агнец на святой горе, окруженный сонмом избранных Богом девственных душ, по двенадцати тысяч от каждого из двенадцати духовных колен народа Божия. Благодарственный гимн, звучащий из непорочных уст, непонятен внешним. Некоторые толкователи слово "девственники" понимают в смысле: "святые".

14 6-11 Пятое знамение: три ангела, из которых первый летит посреди неба, провозглашая благовествование вечное о победе Искупителя во услышание всей твари, другой, летящий вслед за первым, возвещает, упреждая событие, еще не совершившееся на земле, падение Вавилона, града Антихристова; наконец, третий, следующий за вторым, угрожает вечными муками поклонникам Зверя.

14 12-13 Перечисление страшных проявлений гнева Божия прерывается умилительным поминовением усопших в Господе, и их "во блаженном успении вечный покой" являет в еще более ужасающем свете события последних дней.

14 14-20 Шестое знамение: Сын Человеческий (Мф 24 30; 26 64), сидящий на светлом облаке с острым серпом в руке и три ангела-жнеца. О мировой жатве последнего суда, на который Сын Человеческий вышлет ангелов Своих, см. Мф 13 30, 41. О точиле гнева Божия говорят Исаия (63 3) и Иоиль (3 13); кровь из точила виноградного потекла на 1600 стадий, следовательно, через всю землю. Ср. 19 15.

Откр 15

15 1-8 Как некогда, после чудесного перехода через Чермное море и уничтожения полчищ фараоновых, Моисей воспел со всем народом, славя Бога, победную песнь (Исх 15 1-21), так победившие зверя поют ныне песнь Моисея и песнь Агнца. О славе Господней, наполнившей Скинию (стих 8), см. Исх 40 34-35.

Откр 16

16 2-21 Семь чаш гнева, излитые на землю, поражают ее карами, отчасти напоминающими, но превосходящими суровостью язвы египетские (Исх 7 10). Четыре первых карают верных подданных царства Антихристова, которые еще более ожесточаются и хулят Имя Бога карающего. Три последние чаши вылиты на царствующий град Антихриста и производят его разрушение.

16 12 Как некогда Кир отвел воды Евфрата, чтобы войти с войсками в Вавилон, так ныне высохшая река облегчает восточным царям соединение с военными силами Антихриста.

16 14-15 Готовящееся сражение изображено в гл. 19 11-21. Оно будет для союзников тем, чем был для царей Ханаанских Армагеддон (битва при Мегиддо), т. е. решительным поражением (см. Суд 5 19).

Откр 17

17 1-18 В образе великой блудницы, матери всех блудодеяний и мерзостей земных, упоенной кровию Христовых мучеников, явлен провидцу великий город, именуемый иносказательно Вавилон, утопающий в роскоши и грехе и соблазняющий к богоотступничеству и разврату всех царей и все народы земли, столица мировой империи Антихриста. Черты этого описания заимствованы из исторической действительности языческого "семихолмного" Рима, который в ранней христианской общине слыл под именем Вавилона (1 Петр 5 13). Но языческий Рим есть только прообраз грядущей великой державы Зверя и яростной, но тщетной борьбы ее с Агнцем.

17 10-12 Под семью царями, вероятно, разумеются царства Египта, Ассирии, Халдеи, Персии, Греции, Рима, (согласно пророчеству Даниила) и, наконец, царство Антихристово, в его двух видах: подготовительном и завершительном. Пять первых царств пали; Рим стоит; на его развалинах возникнут в свой день десять меньших царств (рогов), которые подготовят торжество Антихриста. Владычество последнего, распространившись на весь мир, будет казаться новым, восьмым царством; но так как оно выросло из той же головы Зверя, то остается по существу седьмым,

Откр 18

18 1-24 Ангел провозглашает, что последний час Вавилона настал; другой голос с неба торопит верных покинуть гибнущий город. Подымаются плач и жалобы разноплеменного и разносословного людского множества, которое дорожило Вавилоном, как источником обогащения и роскошным притоном разврата. В поэтическом повествовании о гибели города слышатся отголоски древних обличении Исаии (главы 12, 14 и 23), Иеремии (гл. 50 и 51), Иезекииля (гл. 27 и 28), обращенных к историческому Вавилону и к Тиру. Ср. Ис 34 10-15 Мф 12 43 Ис 47 7-9 Иер 7 34; 16 9; 25 10; 33 11 Откр 17 6.

Откр 19

19 1-9 Вселенский хор спасенного человечества славит силу и правду Божию: ликуют званые на брачную вечерю Агнца, ибо невеста Его, Церковь (2 Кор 1 12 Еф 5 23-32), уже украсила себя к свадьбе и облеклась в лен светлый, сотканный из праведности святых.

19 10 По ветхозаветному обряду (Суд 13 20 Дан 8 17 слл.). Апостол, упав к ногам ангела, с ним говорящего, хочет поклониться ему, но тот запрещает ему такое поклонение. То же в гл. 22 8-9.

19 11-16 В отверстом небе зрим пророку Верный и Истинный - Слово Божие, грядущий в мир в образе всадника на коне белом, военачальника белых конниц небесных (Мф 25 31 2 Фес 1 7). Белые кони знаменовали в древности торжество победителя. На венцах Его написано Имя Его, которое знает Он один. Его одежда обагрена кровию (Ис 63 1); пламень всепроницающих очей, двухострый меч, исходящий из уст Его (1 16; 2 12), упоминание о жезле железном (2 27 Пс 2 9) и о точиле гнева (14 19 Ис 63 1-6) - всё указывает на цель похода: творить над миром суд. Царь царствующих и Господь господствующих грядет со славою судити живым и мертвым.

19 19-21 Воинский сбор союзных сил Антихриста при Армагеддоне (16 16) - последнее усилие уничтожить Церковь Христову - кончается их поражением и истреблением; Зверя и его лжепророка постигает долго медлившая кара.

Откр 20

20 1-10 Сатана закован в цепи и заперт в бездну на тысячу лет. Воскресают замученные за исповедание Имени Христова: им дано царствовать со Христом тысячу лет. По истечении тысячи лет сатана выпущен на волю и возмущает против Бога отдаленнейшие народы земли. Несметные полчища ведет он на брань - Гога и Магога, как зовет их Апостол именами, заимствованными из пророчества Иезекиилева (38). Они осадили город святых, но огонь упал с неба и попалил их, а сатана низвержен в преисподнюю навеки. - Что означенное число годов - число символическое и не должно непременно означать тысячу земных лет, это не подлежит сомнению; но с какого события ведется мистический счет? Естественно думать, что счисление времени берется от суда над Антихристом (19 20) и что по свершении суда кончина мира на целую эпоху отсрочена. Но есть и другое толкование, по которому символическое тысячелетие началось уже с основания Христом Царства Его на земле: земная жизнь Спасителя, Его страдания, смерть и воскресение были узами, связавшими сатану; снятие уз проявилось в пришествии Антихриста. Это толкование устраняет кажущееся двоение событий (две войны) и так называемый "хилиазм", т. е. ожидание промежуточного тысячелетнего царства святых на земле между гибелью Антихриста и выходом сатаны из темницы.

20 11-15 Изображение всеобщего воскресения мертвых и страшного суда. Вторая смерть - конечное осуждение.

Откр 21

21 1 Творение, с которого окончательно снято проклятие греха, образует новую тварь (21 5). Новое небо и новая земля уготованы Церкви торжествующей. "Се творю новое небо и новую землю", - пророчествовал Исаия (65 17). "Мы ожидаем нового неба и новой земли" - проповедует Ап. Петр. (2 Петр 3 13). Вся тварь, созданная прекрасною (Быт 1 31), но проклятая вследствие грехопадения человека (Быт 3 17), "совокупно стенает и мучится доныне" (Рим 8 22), "ожидая откровения сынов Божиих" там же, 19), и "будет освобождена от рабства тлению" (там же, 21). Это обновление всей природы именуется по-славянски "пакибытием" (Мф 19 28), точнее: "пакирождением" (палингенесия); Петр говорит о чаемом "восстановлении всего" (Деян 3 21).

21 2 Святый град, Иерусалим новый, невеста Агнца, противополагается погибшему Вавилону старого мира, матери блудниц и мерзостей земных (17 5). По обновлении неба и земли и Церковь вступает в новое состояние: отныне вся она только Церковь торжествующая.

21 3 Город нечестия Вавилон был не обществом, каким оно должно быть, а скопищем людей, внутренне разделенных себялюбием, но внешне сцепленных между собою сообществом греха. Новый Иерусалим будет совершенным соборным единством и живою скинией Бога, в нем обитающего.

21 6 Вода живая - образ бессмертия и вечного блаженства: 7 17 Ис 55 1 Мф 5 6 Ин 4 10-14.

21 10 Высокая гора - ср. Ис 12 2.

21 12-14 Церковь, новый Израиль, представляется в духе состоящею из двенадцати колен, из которых каждое имеет своего ангела; на двенадцати основаниях городской стены написаны имена двенадцати Апостолов. Двенадцатью самоцветными камнями (ст. 19, 20) знаменованы отличительные христианские добродетели. Число и расположение градских ворот как во граде Иезекииля (48 31-34).

21 15 Трость измерительная - 11 1 Иез 48 16 слл.

21 16-17 Стадий равен 185 метрам, локоть - 52 сантиметрам.

21 25 Всегда отверстые врата знаменуют град вечного мира.

Откр 22

22 1-5 Это описание являет многие черты сходства с Иезекиилевым (47 1-12); в обоих светится первообраз земного рая (Быт 2 6-10).

22 7 "Се, гряду": ангел говорит (по обычаю пророков) от имени Бога.

22 10 "Не запечатывай" значит: не держи в тайне.

22 11 Пророчество провозглашено во всеуслышание; пусть каждый поступает по решениям своей свободной воли, и пускай жизнь течет своим естественным ходом к неизбежному и уготованному для себя каждым концу. Это следует понимать не как поощрение, а, напротив, - как грозное предостережение.

22 14 В греческом подлиннике: "блаженны омывающие одежды свои", т. е. освящающие жизнь свою верою и делами святости.

22 17 Дух Святый, оживляющий всю Церковь и действующий во всех верных чадах ее, зовет с тоскою любви грядущего Жениха.

22 20 "Ей, гряду скоро, аминь". - "Ей, гряди, Господи Иисусе!" Таковы содержание, залог и воздыхание христианской надежды.