Откровение святого Иоанна Богослова

Откровение (Апокалипсис) - по преимуществу пророческая (1 3; 22 7, 10, 18, 19) книга Нового Завета. Имя пишущего не умолчено, как в четвертом Евангелии и в посланиях Иоанна; он называет себя рабом Иисуса Христа Иоанном (1 1, 4; 22 8), братом и соучастником скорби и терпения и царствия подвизающихся во Христе (1 9). Свыше повелено ему, Иоанну, передать малоазийским церквам видение, которое он, изгнанник на острове Патмосе за слово Божие, имел, будучи в Духе, в день воскресный (1 10). Кто этот исполненный духом пророческим Иоанн? Не любимый ли ученик и евангелист Слова, сын Громов (Мк 3 17), в течение долгих лет наставник и руководитель церквей Малой Азии, сосланный, по преданию, на остров Патмос в последние годы царствования Домициана и после смерти тирана возвратившийся в Ефес? Это определенно утверждает столь надежный свидетель, как Папий, ученик Иоанна Богослова, и таково же было убеждение всей древней Церкви, переданное Иустином, Иринеем, Милитом Сардским и другими. Итак, старец Апостол, во временной разлуке со своей паствой, обращает к ней, около 95 года, провидя долгую и ожесточенную войну сил зла против Господа и Христа Его, предостерегающий завет неколебимой верности и долготерпения в крайних бедствиях, предстоящих Церкви; но вместе возвещает, светло торжествуя, и созерцаемую им в духе окончательную и вековечную ее победу, во исполнение слова Господня: "врата адовы не одолеют её" (Мф 16 18). Откровение давало ответ на всеобщее ожидание второго пришествия (22 20) "се, гряду скоро!". - "ей, гряди. Господи Иисусе!", - ответ, согласный с евангельскими предсказаниями (Мф 24 3-42 Мк 13 Лк 21 7-36), но прикровенный и таинственный, ибо представляющий события так, как видят их Ангелы, - ответ, ужасающий ослепительными изображениями гнева Божия на сынов противления, умысливших последнее отчаянное восстание на Бога, но водворяющий мир и утешительную надежду в сердцах верующих блаженным видением славы святых и сходящего с неба на преображенную землю нового Иерусалима.

Откровение Иоанна, кроме вступления (1 1-8) и заключения (22 6-21), содержит три части.

Первая часть (1 9-3 22) открывается видением Иисуса Христа во славе, повелевающего Своему Апостолу написать в назидание семи Асийским церквам то, что далее и возвещается в семи обращенных к ним кратких пророческих посланиях.

Вторая часть (4 1-19 10) изображает в ряде видений грядущие бедствия, ужас которых возрастает по мере приближения положенного срока испытаний. Последовательность видений такова: 1) снятие семи печатей (5 1-8 1); 2) семь труб (8 2-11 19); 3) семь знамений (12 1-15 4); 4) семь чаш гнева (15 5-16 21); 5) суд Божий над Вавилоном (17 1-18 24).

Третья часть (19 1-22 5) повествует о победе Агнца над зверем и драконом, о страшном суде, о славе нового небо и новой земли, о Граде Божием и блаженстве праведных.


Краткий толкователь