Деяния святых Апостолов

Книга, составляющая продолжение третьего Евангелия и обращенная, как и третье Евангелие, к Феофилу (1 1), издревле называется книгой Деяний Апостолов, хотя повествует о делах собственно только двоих Апостолов, а именно: Петра и, с большею полнотою, Павла, за время от 33-го до 63-го года. Все древнейшие свидетельства: Иринея, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена и другие (как, например, дошедший до нас перечень книг Нового Завета, составленный во 11-ом веке в Риме) единогласно подтверждают что Деяния написаны Евангелистом Лукою. По слогу и литературным качествам эта книга ничем не отличается от третьего Евангелия. Повествователь был верным спутником Павла и, вспоминая о совместных путешествиях, говорит об Апостоле и о себе самом "мы" (16 10-17; 20 5-15; 21 1-18; 27 1; 28 16).

Сообщения автора частию являются показанием очевидца, частию почерпнуты из прямых и первоначальных источников. Чего не видел он сам, о том слышал подробный рассказ из уст своего духовного руководителя, Ап. Павла. Но и другие участники и свидетели изображаемых событий не отказывали ему в осведомлении. В Кесарии жил он в доме диакона Филиппа, в Иерусалиме поддерживал постоянное общение с Ап. Иаковом Младшим, в Риме с Марком. Случалось ему беседовать и с Тимофеем и с другими лицами, близкими Ап. Павлу.

Продолжая изложение новозаветных событий со дня вознесения Господня, друг Феофила во второй своей книге, ему посылаемой, показывает чудесно - скорое распространение Благовестия из Иерусалима по всем областям Римской империи: новообращенные язычники, к числу которых принадлежал в Риме Феофил, не могли не узнать в этом вселенском отклике на весть о Спасителе явного знамения божественной силы Христова учения. Согласно слову Господню к Апостолам: "вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (1 8), книга Деяний изображает рост Церкви сначала среди Иудеев (1 4-8 3), потом в ее первых соприкосновениях с языческим миром (8 Л-12 24), наконец, среди язычников (13-28).

В 70-м году Иерусалим был разрушен; но в книге Деяний нет о том речи, и отдельные здания города, напр. притвор Соломонов (3 1) и крепость Антониева (21 34; 22 24), упоминаются как еще существующие. И так книга была написана в начале седьмого десятилетия по Р. Х., а именно, как это явствует и из заключительных слов ее (28 30-31), в годы первого римского узничества Ап. Павла, которое продолжалось от 61-го до 63-го года. По всем признакам она была написана в Риме, как это утверждает и св. Иероним.


Краткий толкователь